Трехлетний возраст можно назвать первым серьезным переходным периодом у ребенка. В этом возрасте у ребенка меняется мировоззрение. Происходит переоценка ценностей, он вступает в более расширенные социальные взаимоотношения и начинает играть новые социальные роли. Он начинает отделять себя от других, в том числе и от родителей. начинается формирование собственного "Я" и отношения с окружающими начинают складываться иначе, нежели раньше. И вот тут зачастую возникает проблема, так как это новизна не поощряется, ребенок постоянно в чем-то ограничен и окружающие не замечают происходящих с ним изменений. Все это приводит к кризису и именно поэтому этот возраст принято считать трудным. Приведем примеры некоторых таких проявлений у детей.
Постоянное отрицание и желание делать все наоборот, даже в ущерб самому себе. В этом случае ребенку не трудно что-либо сделать и действие, о котором его просят родители не вызывает у него негативных эмоций, раздражает сам факт просьбы и дети, сами порой не понимая зачем, делают все наперекор.
В этом возрасте дети становятся невероятно упрямыми. С помощью такой реакции они отстаивают свои желания и свою точку зрения. У них еще нет такого понятия, как подстраиваться под постоянно изменяющиеся обстоятельства. И поэтому, даже если ребенку уже не нужно то, на чем он настаивает, и он начинает осознавать всю бесполезность своей затеи, он продолжает требовать из чистого упрямства.
Далее у детей появляется такая черта характера, как строптивость. При этом ребенок не стремиться выделить какого-то одного взрослого человека из своего окружения и направить все на него, он переносит свою строптивость на все свои взаимоотношения в целом, что иногда является своеобразной защитной реакцией.
В этот же период обостряется желание быть самостоятельным. Причем самый опасный момент тут заключается в том, что есть большая разница между возможностями ребенка и его желаниями. Дети не рассчитывают свои возможности, и из-за этого у них возникает состояние, именуемое когнитивный диссонанс. Иногда дети даже впадают в депрессию, не понимая, что просто слишком завысили для себя цели с учетом их возраста.
Также в этом возрасте в ребенке может развиться деспотичное отношение к окружающим. В основном это происходит в семьях, где родители выполняют все прихоти ребенка, чаще всего это единственный ребенок и, как следствие, центр внимания.