Что делать, если ребенок ворует?

13.07.2020 12:00
Обновлено: 25.03.2023 01:16

К сожалению, проблема детского воровства не теряет актуальности.

Малыши, младшие школьники, подростки – в любом возрасте у ребенка может возникнуть намерение присвоить себе чужую вещь.

Причем, если раньше в обществе было распространено заблуждение, что к кражам склонны, в основном, дети из неблагополучных семей, то в настоящее время пришло понимание, что воровство – это не столько признак необеспеченности, сколько сигнал об ошибках, которые допускают взрослые в процессе воспитания.

Как правило, родители, узнав о том, что их ребенок украл что-то, приходят в состояние крайней растерянности. Им сложно принять мысль о том, что у них – честных и правильных людей – в доме поселился малолетний преступник.

Иногда они начинают обвинять друг друга в неспособности воспитать «нормального» ребенка, и скандал в семье выходит далеко за рамки детского проступка, что приводит к еще большему непониманию ситуации. Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания «БелНовости» Татьяна Иоанну.

Что делать, если ребенок ворует?

Почему дети воруют?

1. Кражи примерно до пяти лет не являются воровством в буквальном смысле. Скорее, проблема заключается в том, что границы дозволенного еще не определены. Да, конечно, ребенок уже знает к этому возрасту, что на детской площадке или в гостях не все игрушки принадлежат ему. Но малыш еще не имеет четкого представления, где «чужое», а где «мое». Желание забрать чужую вещь – это, прежде всего, сиюминутный порыв: «Мне нравится эта игрушка и я хочу получить ее немедленно».
2. Младший возраст (7-11 лет) – более сложная пора. В этот период проявляются первые результаты дошкольного воспитания. От того, насколько ребенок усвоил правильное отношение к чужим вещам зависит и то, будет ли он их брать без спроса. Основные причины воровства в этом возрасте:

  • родители не смогли объяснить ребенку, что нельзя без разрешения присваивать вещи других людей, что это называется «воровство», и что, как минимум, никто не захочет дружить с вором;
  • адаптация в школьном коллективе это не просто усвоение новых правил, дети постоянно испытывают и провоцируют друг друга, у них пользуются популярностью игры «на слабо», когда, чтобы доказать свою «крутость», нужно украсть что-либо в классе или в магазине. Для ребенка это как бы не воровство в прямом смысле, а проверка «на вшивость»;
  • отсутствие карманных денег. При том, что у ребенка нет ясного и правильного понимания, почему родители не выдают деньги на мелкие расходы – также распространенный повод залезть в чужой кошелек.

3. Постепенно в возрасте от 12 до 17 лет на первый план выходит потребность в самоутверждении и здесь роль коллектива возрастает многократно. «Свой» или «чужой» определяется тем, насколько успешен подросток в кругу сверстников. Признаки не только внешнего, но и материального благополучия главным образом влияют на то, какое место в компании занимает подросток, и занимает ли он его вообще.

Дети идут на воровство, чтобы быть как все, не хуже других. Чувство ущербности при сравнении себя с ровесниками, зависть, желание доказать свою значимость, даже нечестным путем, могут толкнуть на совершение кражи.

Иногда авторитетом для подростка становятся явно отрицательные персонажи в значимом кругу общения и для того, чтобы заслужить одобрение, подросток может пойти на преступление.

Также мотивами для совершения ребенком кражи могут послужить:

  • школьные издевательства, шантаж, угрозы: ребенок иногда готов на многое, чтобы вымогатели оставили его в покое;
  • воровство из личных побуждений, например, сильное желание сделать подарок родителям, но отсутствие возможности просто купить его;
  • месть тоже может спровоцировать детей на кражу – как компенсация за причиненные страдания. Объектом мести выступает именно обидчик.

Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок ворует

  • Никогда не отчитывайте ребенка при посторонних;
  • Принимайте во внимание возраст ребенка. Если вашему малышу три года, нет смысла проводить с ним часовые беседы. Уточните, у кого он взял игрушку или вещь, может быть, он поменялся с кем-то, что часто встречается. Объясните, почему вещь необходимо вернуть, дайте понять, как расстроен другой малыш из-за того, что его игрушка пропала;
  • С детьми постарше разговор должен строиться таким образом, чтобы не запугать и унизить ребенка, а чтобы как можно более полно донести до него неприемлемость совершенного проступка. Не стоит угрожать ребенку полицией и тюрьмой, в ярких красках расписывая его мрачное будущее. Для того, чтобы устранить причину, толкнувшую ребенка на воровство, важно понимать мотивы совершения кражи;
  • Объясните, что украденное придется так или иначе возместить. Дети должны осознавать ответственность за то, что они делают. Украл деньги и потратил их на сладости? Ну что ж, лимит на вкусности в этом месяце исчерпан;
  • Не навешивайте на своего ребенка ярлыки вроде «Ты – преступник! Разве я мог подумать, что вырастил плохого человека!» Не сравнивайте его с другими знакомыми вам хорошими и замечательными детьми. Подобные высказывания отдаляют вас друг от друга. Помните, как родитель вы – тот самый единственный в мире человек, к которому ребенок всегда может прийти за помощью, а не за осуждением;
  • Если вам сложно самому разобраться в ситуации и справиться с эмоциями, обратитесь за помощью к психологам и педагогам. Не оставляйте без внимания случаи регулярного воровства.

Фото: Pixabay

Автор: Яна Русая Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Почему дети воруют?
  2. Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок ворует