Психологическое просвещение за последнее десятилетие шагнуло далеко вперед.
Сейчас мы более открыто говорим о психических заболеваниях и ментальных трудностях, нежели раньше.
В частности, существование такого заболевания, как депрессия, постепенно обретает больше веса и понимания в обществе.
Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания «БелНовости» клинический психолог Анастасия Ксенофонтова.
Однако это среди взрослых. Дети и подростки до сих пор остаются одной из самых притесняемых групп населения. Мы часто слышим, что они невоспитанны, непослушны, ленивы, тогда как эти признаки, к сожалению, могут свидетельствовать о реальных эмоциональных проблемах, остающихся незамеченными, непонятыми, не услышанными.
Депрессия - это патологическое состояние, в основе которого лежит так называемая депрессивная триада: сниженное настроение, двигательная (моторная), мыслительная (идеаторная) заторможенность.
К депрессивной триаде прибавляются также еще два дополнительных компонента: снижение витального тонуса - сон, аппетит, иммунитет, депрессивные идеи о виновности, самоуничижения, плоскости.
Состояние, в основе которого лежат описанные шесть компонентов, продолжающееся от двух недель и более, скорее всего будет говорить в пользу депрессивного расстройства.
Чаще всего взрослый человек, замечающий за собой изменения своего состояния, сам может обратиться к специалисту или попросить помощи и поддержки у близких. С детьми все гораздо сложнее. Им куда сложнее описать и дифференцировать, что с ними происходит, и выразить это.
Взрослый для описания своего состояния прибегнет к метафоре и наиболее четким формулировкам, тогда как описательный язык детей в связи с их возрастом куда более беден. К тому же в психиатрии существует такой феномен, как младенческая депрессия, словесного описания состояния при которой уж точно не удастся добиться.
Депрессия взрослого - это стабильное состояние, тогда как детская будет сильно зависеть от внешних обстоятельств: среда улучшилась, например, ребенку купили игрушку, состояние улучшилось, и наоборот.
Социальное функционирование взрослого снижается постепенно, по мере протекания заболевания, тогда как у детей дезадаптация наступает быстро и отразится на успеваемости в школе. Депрессивные идеи взрослых направлены на них самих, а детские будут направлены во вне (идеи о недолюбленности родителями, учителями, покинутости взрослыми и т. д.).
Депрессии детского и подросткового возраста сопровождаются суицидальным риском. Чаще всего попытки суицида совершаются по следующим причинам.
Статистика детских суицидов неутешительная. Депрессивное состояние у детей остается без внимания по многим причинам.
На мой взгляд, одна из них состоит в том, что часто взрослые просто путают это состояние с чем-то другим - например, чаще всего с простой ленью, которая якобы лечится делами и плотной учебой.
Будьте чуткими к своим детям!
Фото: Pixabay