Многие родители (покорители компьютерных игр) уверены, что при достижении определенного возраста у их ребенка обязательно откроется скилл разговорной речи.
Логично же - малыш самостоятельно, без помощи начал держать голову, переворачиваться, садиться, вставать, теперь надо подождать, когда САМ заговорит!
Так ли это работает? Рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" врач-педиатр Елена Корнева.
В последнее время таких вопросов становится все больше, а я “расстраиваю” родителей, что в случае с речью это ТАК не работает! И “пантогам” тут тоже не поможет, хотя в интернете и пишут, что надо поить, чтобы заговорил.
Речь ребенка - это сложнейшая, скоординированная работа нескольких участков мозга, и да, ее надо стимулировать, развивать, а не надеяться и ждать.
Скорей всего вы не знаете, но запуск речи тесно связан со слухом! Именно слух является главным механизмом запуска речи! Как это работает? Малыш первых месяцев жизни слышит слово и пытается его повторить, при этом внимательно слушая себя (одновременно оттачивая навык слышать себя, пытаясь говорить - тоже сложнейший процесс). Если подражание мозгом крохи забраковывается, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произношения.
А вот добившись оптимального звучания, кроха постарается закрепить полученный результат многократным повторением.
Ребенок может тренироваться только с тем, что слышит, и именно поэтому его речь - это отражение вашей речи. Дальше все просто. Если у крохи все в порядке со слухом, в коре головного мозга быстро возникает огромное количество новых нервных связей. Параллельно идет формирование слуха под влиянием слышимой речи, и малыш оттачивает навык подражая. Как вы понимаете, здесь главную роль играете вы и вы же несете ответственность за правильное развитие речи.
Если ребенок в этом возрасте не слышит речь, у него не происходит запуска подражания, а в дальнейшем образования слогов/слов, ребенок на всю жизнь остается практически немым (яркий пример дети “Маугли”).
На следующим этапе (7- 8 мес.) мозг ребенка связывает слышимое слово с конкретным образом или предметом. Это великий прорыв, так как впервые происходит понимание отдельных слов вашей речи. И здесь опять ваша роль является ведущей, вы помогаете малышу понять вопрос, просьбу и даже ответить, в том числе используя “правильные” жесты (Где мишка? Где часы? Помаши папе “пока-пока”).
Поздравляю, вы на новом этапе развития речи. Да, да именно речи, несмотря на то что ребенок использует жест. Это новый сложнейший этап в работе мозга.
Конечно, схема примитивная и не отражает, всех процессов, но позволяет лучше понять, насколько эффективно в этом периоде работает мозг малыша, изучая язык.
Параллельно ребенок продолжает активно лепетать, включая значительно больше элементов подражания и множество интонаций. Если вы внимательно прислушаетесь, то вычлените из лепета частые слоги речи окружающих малыша людей с характерным произношением звуков и интонацией.
На следующем этапе девочки уходят в отрыв, овладевая речью раньше и быстрее мальчиков (9 - 10, против 11 - 12 месяцев). И пусть вас не огорчает, что произносимые крохой слова состоят пока еще из простых слогов, - это уже осознанная речь! А к полутора годам или несколько позже вы сможете наслаждаться пока еще примитивными, но предложениями. Как вы понимаете, без вашего участия и на этом этапе не обойтись.
Помните, здесь важно не упустить драгоценное время. Умные университетские люди после ряда исследований сделали вывод: чтобы изучить незнакомый язык и овладеть речью (без акцента) так, как это делает малыш, взрослому человеку понадобилось бы около 100 лет непрерывных занятий! Природа дала крохе все для овладения речью, но только в первые годы жизни, и теперь дело за вами. Но это тема будущего разговора.