Речь – это один из главных инструментов, который позволяет человеку передавать информацию, выражать свой внутренний мир, реализовывать свои способности и таланты.
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок быстрее заговорил, так как с говорящим ребенком и жизнь кажется веселее и разнообразнее.
Эксперт сетевого издания Белновости по вопросам психологии Катерина Володина рассказала, как научить ребенка говорить.
Каждое новое слово доставляет огромную радость всем участникам процесса.
Говорение всегда начинается со слушания, восприятия речи взрослого ребенком. Говорение напрямую связано и с развитием всего тела. Чем активнее малыш развивается физически, тем быстрее он заговорит.
Научится ребенок рано либо поздно говорить – это зависит от его индивидуальных особенностей, наследственности. Если в роду поколениями дети начинали разговаривать позже, то не подгоняйте своего малыша, но развивайте!
Как же помочь развитию речи малыша?
Предлагаем вам несколько приемов, некоторые из них вы наверняка знаете и используете, а некоторые будут новыми. Надеемся, вы вдохновитесь нашими идеями для занятий с малышом.
1. Разговаривать с ним с младенчества четко и понятно – как со взрослым
Не ломайте язык, не тараторьте и не сюсюкайте излишне, даже если малыш очень милый! Бывает так, что ребенку 3 года, а родители продолжают с ним разговаривать как с младенцем, коверкая слова.
Это очень мешает ребенку начать говорить красиво и четко. Ребенку важен красивый образец речи.
2. Придумывайте короткие занятия по 3-5 минут
Рассказывайте ребенку про наш мир, предметы, окружающие его. Используйте карточки Домана, Зайцева, других авторов, больше наглядных материалов.
Ребенок воспринимает мир чувствами. Если вы изучаете овощи – показывайте картинки и дайте потрогать, понюхать, лизнуть настоящую картошку или морковку. Вносите разнообразие.
3. Занимайтесь речевой гимнастикой языка
Это подготовит речевой аппарат к говорению. Очень полезная книга Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи».
В ней есть статья для родителей о пользе артикуляционной гимнастики, масса уроков-упражнений, не разрозненных, а связанных между собой главным героем – Язычком.
Читается как сказка в стихах. Такое пособие подойдет детям от 1 года и даже младше.
4. Читайте с детства сказки и показывайте картинки
Это развивает не только речь, но и укрепляет эмоциональную связь с родителями. Читайте выразительно, с эмоциями и соотносите рассказ с картинками.
Чем младше ребенок, тем меньше текста и больше картинок должно быть. Читайте и показывайте предметы пальцем, при повторном чтении просите малыша показывать те же предметы.
Так малыш выучит больше слов, и потом сам вам будет приносить почитать любимую книжку.
5. Придумывайте игры сами, веселитесь и удивляйте ребенка
Хотите выучить новое слово, например, МИША, прячьте его в течение недели в разные места – в холодильник, в шкаф с одеждой, на балкон, в ванную, под стол, на люстру, в носок.
Показывайте невзначай ребенку, и говорите – «МИША! Это миша». Удивляйтесь и радуйтесь сами. Пробуйте с разными предметами и игрушками.
6. Разыгрывайте сценки и сказки
Говорите голосами животных. Сами не заметите, как ребенок начнет за вами повторять, и к 3 годам сможет разыгрывать короткие сценки и даже придумывать свои сюжеты.
Например, возьмите две куклы, постройте горку из подручных материалов и разыграйте простой диалог: «Привет, меня зовут Маша» – «А меня зовут Саша. Давай кататься с горки» – «Как весело!». Фантазируйте!
7. Используйте музыкальные игры
Например, Е. Железновой или другие музыкальные игры – эти занятия развивают одновременно крупную, мелкую моторику, речь и слух.
С песенок Железновой можно начинать с 6 месяцев, т. е. даже тогда, когда ребенок ещё не умеет говорить. Развитие речи не может идти отдельно от тела.
Ребенок воспринимает мир через своё тело. По мере того, как он овладевает простыми движениями, научается переворачиваться, ползать, ходить, махать руками, топать ногами, развивается сначала его крупная моторика и постепенно подключается мелкая моторика и речь.
Это подтверждают те родители, которые увидели прогресс в развитии малыша после курса массажа. Поэтому задействуйте тело. Ритмичные, упорядоченные движения отлично влияют на умственное развитие.
8. Посещайте развивающие занятия для мам и малышей
Такие занятия приносят колоссальную пользу. Уже через месяц можно увидеть результаты в физическом и эмоциональном развитии, а развитие речи не заставит себя ждать.
Занятия построены так, что в течение часа сменяются разные виды деятельности – двигательная, творческая, речевая, интеллектуальная.
Для развития любому человеку нужны люди одного с собой возраста или чуть постарше. Но обращайте внимание на то, чтобы малыша не заставляли что-то делать, а увлекали интересными играми и заданиями.
9. Развивайте мелкую моторику
Найдите то, что любит именно ваш малыш. Не все дети любят рисование пальчиковыми красками. Пробуйте игры с песком, с крупой, макаронами.
Используйте тесто для лепки, аппликации, игры с прищепками, водой, игры-шнуровки. Прячьте небольшие игрушки в песок или крупу и устраивайте поиски.
10. Создайте тишину
Учитесь слушать сами. Иногда в семьях разговаривают много и громко, но не слышат друг друга.
Иногда нужно немного помолчать, сбавить звук голоса или сделать паузу в бесконечном потоке слов, чтобы ребенок смог вставить своё слово.
11. Притворяйтесь иногда непонятливым родителем
Если вы уже видите, что ребенок прекрасно вас понимает, реагирует на ваши просьбы, но при этом не говорит, не отвечает, притворяйтесь иногда непонятливым родителем.
Конечно, малышу это не понравится, если он привык, что вы всё за него говорите и объясняете. Это даже может вызвать истерику и крики.
Но здесь главное не жалеть ребенка, а верить в него, верить в то, что он сам может сказать свои первые слова. Вера в ребенка – самый сильный инструмент развития!
Помните, что занятия по развитию речи с малышом должны приносить радость в первую очередь взрослому. Делайте уроки веселыми, интересными и короткими.
Прекращайте занятие до того, как оно наскучит малышу и вам. Используйте своё вдохновение.
Если у вас нет идей для вдохновения, непременно обращайтесь к педагогам, ведущим развивающие занятия, и к логопедам.
Веселых вам игр и общения с малышом!
Фото: Pixabay