Даже взрослому человеку справиться с экзаменами бывает сложно, поскольку это настоящая стрессовая ситуация.
Ребенку с ней справиться гораздо сложнее.
О том, как помочь подготовиться детям, рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" Юлия Колбасова, специалист по британскому образованию и воспитанию наследников, основатель Almanax Education (Лондон).
За 14 лет работы с русскоязычными детьми и семьями, которым мы помогаем готовиться и поступать в частные школы-пансионы в Англии, мы “сдаем экзамены” и “поступаем” буквально с каждым нашим ребенком. Хочу поделиться своими наблюдениями, накопленными за годы опыта. Возможно, кому-то они помогут успешно пройти через напряженный этап жизни - выпускные или вступительные экзамены.
Хотим мы этого или нет, но мы живем в системе, где те или иные отметки – определенный индикатор или "светофор" для будущих образовательных и карьерных этапов. Оценка, которую получает ребенок, – это зеленый, желтый или красный сигнал для его будущего пути в определенном направлении.
Можно считать это положение несправедливым, но такова наша реальность.
Кроме того, получая результат экзамена, ребенок, по сути, получает объективный отзыв о себе и может, ориентируясь на этот фидбек, планировать дальнейший жизненный путь. То есть реалистично будет смотреть на экзамен как на комплексный чек-ап и знаний в предметах и жизненных навыков, как на обязательный этап жизни, который показывает текущий уровень и помогает сориентироваться в жизни.
Подростки, как правило, лучше усваивают уроки от жизни, чем от близких людей – родителей, учителей и т.п. Когда с подростком случается жизнь, он очень быстро учится многому. Под "жизнью" в данном случае я подразумеваю внешние обстоятельства - те же экзамены.
Во время подготовки и сдачи человек проходит определенный процесс, в ходе которого он узнает о себе важные вещи, формирует важные навыки. Кто-то, например, понимает, что он способен учиться только под давлением дедлайна, оставляет все на последний момент.
Кто-то, наоборот, учится планировать, управлять своим временем, систематизировать свои знания, расставлять приоритеты в предметах, взаимодействовать с большим объемом материала.
В процессе интенсивной подготовки человек понимает, какой именно способ обучения ему подходит – например, один, чтобы запомнить, должен все переписать от руки, другой – лучше воспринимает на слух, третий – визуал, и ему нужны плакаты, mind maps и подобные инструменты для обучения.
Можно сказать, что подготовка к экзаменам – урок самопознания.
Интересно, что прошлым летом, когда в Англии из-за пандемии отменили выпускные экзамены – итоговые оценки были выставлены на основе работы за год. Это привело к скандалу и сумбуру. С одной стороны, выпускники никогда не узнают, как они повели бы себя во время самих экзаменов – справились бы с эмоциями или нет.
Потому что экзамен – проверка не только знаний, но и тест на целый ряд навыков, soft skills.
С другой стороны, это проверка осознанности будущих студентов: кто из них готов взять ответственность за свое будущее и обладает достаточной личной мотивацией.
Тут можно провести параллель с участниками Олимпийских игр – все атлеты примерно одного уровня подготовки, но выиграет тот, у кого вернее настроено мышление и развиты определенные навыки.
В случае с самим опытом прохождения экзаменов это и всевозможные умение вовремя собраться, вернуть себе уверенность, заставить страх работать на себя. Определенная напористость и уверенность, что называется, "лить воду", если попался незнакомый вопрос - не каждый сможет.
Важно умение быстро обработать информацию.
Часто бывает, что ребенок может успешно сдать экзамен, но ему нужно для этого в два раза больше времени – просто он медленно воспринимает и усваивает задание.
И, пожалуй, самое важное – умение правильно взаимодействовать с ошибками в жизни парадоксальным образом позволяет детям увереннее проходить экзамены.
Есть категория детей, которым, по моему опыту, приходится труднее всего. Они умны, мотивированы и в теории способны хорошо сдать экзамен, но им не хватает той самой уверенности в себе. В этом случае роль учителя или репетитора огромна.
Чтобы помочь ребенку, очень важно действовать не в парадигме запугивания, а в конструктивном ключе. То есть не говорить: "Если ты не сделаешь то-то и то-то, то завалишь…", а разбирать, в чем конкретно он уже хорош - это дает точки опоры, а какой раздел еще нужно подтянуть - это дает четкость что нужно доделать.
От педагога здесь требуется быть конкретным в заданиях и демонстрировать ребенку, что в него верят. А от ребенка – желание и умение коммуницировать. Это навык, которому дети учатся в процессе подготовки к экзамену. Мы учим их подходить к учителю и спрашивать: как по-вашему, на каком я уровне? Чего мне не хватает?
Иногда подростки либо заявляют, что экзамены им не нужны, потому что они станут, условно говоря, блогером или геймером, либо не видят сиюминутной связи между оценкой и собственным будущим. В этом случае нужно работать с мотивацией ребенка, находить понятные ему ориентиры.
Не бросаться абстракциями в стиле "получишь тройку, будешь дворником", а разговаривать и наглядно показывать: чтобы поступить в конкретный вуз или попасть в конкретную крутую компанию, нужно показать определенный уровень в отметках. Дети умудряются дожить до 17 лет никогда не побывав на сайтах университетов и не видя требования.
А еще очень важно бывает дать ребенку почувствовать, что именно он управляет своей жизнью и цепочкой событий, которые приводят или нет к результату. И предложить посмотреть на экзаменовку не с точки зрения получения какой бы то ни было отметки, а с точки зрения того, что он приобретет, сдав экзамен – какие перспективы, возможности и ключи.
Помочь ему найти в цели “сдать экзамен” себя, свои личные желания и устремления.
Экзамены – это часть образовательного пути как подготовки к взрослой жизни. Все мы, взрослые, постоянно проходим или не проходим разные проверки. Например, идем на собеседование, участвуем в тендере пытаемся быть хорошими родителями. Иногда мы получаем ожидаемое, иногда наши планы рушатся.
И в этом смысле экзамены вместе с циклом подготовки – уменьшенная модель жизни.
Но все же важно помнить и донести до ребенка, что экзамен похож на жизнь, но не равен ей. И в жизни круглые отличники, всегда успешно сдававшие экзамены, подходят отнюдь не для любой работы.
Неслучайно когда в прошлом году в Англии из-за пандемии отменили экзамены, многие работодатели планировали придумать альтернативную форму отбора, чтобы искать нужные им таланты в обход привычных отметок.
И в заключение хочу дать несколько простых рекомендаций, многократно проверенных на практике.
В Англии перед экзаменом мы даем ребенку совет, который подойдет ребенку в любой стране мира: "Прочти вопрос. А потом прочти вопрос еще раз". Большое количество детей отвечают неправильно просто потому что невнимательно прочли вопрос.
Еще один простой совет, как собраться: расправить плечи и сделать несколько глубоких вдохов-выдохов. Банально, но работает.
И последний совет, рассчитанный скорее на родителей: заранее устроить своим детям своего рода репетицию экзамена. Несправедливо сразу отправлять ребенка в океан, не научив его плавать в более мелком водоеме.
Отправлять на важный экзамен, не дав ему освоиться на менее ответственных испытаниях. Например, свою дочь до вступительного экзамена в школу (а в Англии для поступления в ведущие частные школы сдают экзамены в 6-7 лет) я специально водила на экзамен по музыке, чтобы она освоилась и привыкла к этой атмосфере.
Фото: Pixabay