Как воспитать вежливого ребенка, рассказал психолог Андрей Кашкаров

03.07.2023 09:08

«Вежливый ребенок» — понятие, в которое разные люди вкладывают совершенно различный смысл. Так же, как и понятие «воспитание», «воспитанный» многие понимают субъективно, по-разному.

Свои дети, они, конечно, часто вежливые и воспитанные, а чужие – при соответствующих проявлениях – оцениваются как «ошибка природы» или результат «педагогической запущенности».

Мы не раз писали о том, что оценивать те или иные события надо крайне аккуратно и осторожно и вообще желательно исключить такую привычку в собственном взрослом поведении, не давать деструктивного примера действий (и слов) своему ребенку. И все же вежливого ребенка воспитать вполне себе возможно, считает психолог Андрей Кашкаров.

Тема очень глубокая, однако коснемся двух-трех значимых моментов.

Чтобы воспитать вежливого сына или дочь, надо самому понимать, что такое вежливость, поэтому прежде всего ответьте себе на этот вопрос.

ребенок
Фото: Pixabay

Деликатность как особая петербургская черта свойственна некоторым людям, но нельзя сказать, что одинаково обстоит дело в каждом доме и дворе.

В вежливости есть и такое смысловое качество, как предупредительность. А поскольку понятие о вежливости (и другие понятия) различаются (несмотря на то что дети одного возраста учатся примерно по одним образовательным программам), следовательно, и воспитательный процесс и его результат получается разным.

Есть люди, путающие бога и религию, и есть те, что формальные признаки вежливости (к примеру, привычку извиняться по любому поводу даже перед тем, как задать собеседнику вопрос) воспринимают как главные, в то время как фактически могут по «внешней вежливости» наносить значительные «невежливые» страдания другим людям, даже не подозревая об этом.

Чтобы отделить мух от котлет и привить взрослым осознанное понятие о корректной вежливости, необходима специальная культурная подготовка, которой систематически нигде нет.

Ребенок видит поведение взрослых, воспринимает его как пример и приобретает некорректный и формальный опыт так называемого «вежливого» поведения; затем в его взрослой жизни все повторяется сначала.

Таким образом, проблема воспитания вежливости прямо связана с проблематикой личной и коммуникативной культуры, и она имеет те же критичные черты, что и общество в целом.

Итак, чтобы воспитать вежливого ребенка, надо быть безупречно вежливым человеком самому для ежедневного примера.

На втором месте по факторам воздействия – «окультуривание», то есть познание тех источников, в том числе книг, которые дают соответствующие примеры в тексте или в иной наглядной форме – в искусстве кино и театра. А если книги и другие искусства являются «отражением реального времени» (иначе, по утверждению издателей, эти произведения якобы никто не купит), то дети воспитываются на тех источниках, что фактически есть, и недоумевают, если родительское поведение или действия сверстников выходят за рамки таких прививаемых небезупречных примеров.

Еще одним значимым фактором является воспитание детей в свете культуры выхода из конфликтов на примере корректной и вежливой научной дискуссии (то есть диспута, принятого среди уважительно относящихся друг к другу людей). Однако, чтобы иметь эти знания, нужно хотя бы иметь подобный опыт общения в соответствующих кругах.

Без этих составляющих воспитание культурного и вежливого человека невозможно, а то, что мы имеем сегодня, напоминает лишь паллиатив, отчасти соответствующий вежливому обществу по формальным признакам.

В виду рассмотренных условий и реальности удивляться тут нечему. Потому что недостаточно объявить ребенку «будь вежлив», «говори «спасибо» и «пожалуйста» и даже «можно выйти из-за стола?», «сиди ровно и не перебивай взрослых».

Сначала ребенок будет так вести себя из опасения вас расстроить или получить наказание. Но с возрастом поведение изменится, а вы все чаще будете впадать в ярость. Все это именно формальное воспитание.

А истинная вежливость основывается на внимательности к другим людям, в том числе к детям, желанию узнать о них и их интересах больше, к сотрудничеству во благо общей пользы и истины, а не социальному соревнованию за блага. Скажите, много ли вы видите примеров истинной вежливости сегодня?

Автор: Белновости Редакция интернет-портала