В 90-х годах прошлого столетия обычные дети могли только мечтать о собственных компьютерах и мобильных телефонах. Но сейчас дошкольник, который умело пользуется современными гаджетами, уже никого не удивит.
С одной стороны, современные дети кажутся более умными и развитыми, чем были в таком же возрасте их родители. С другой стороны, смартфоны и компьютерные игры делают малышей равнодушными к окружающему миру и в какой-то мере даже замедляют их развитие.
Многие родители могут согласиться с тем, что, подарив однажды любимому чаду ноутбук или планшет, они просто потеряли ребенка… Как же спасти детей от гаджетов и стоит ли это делать?
Смартфон переводится как умный телефон, но делает ли он ребенка умнее? Согласно исследованиям, в США обычный ребенок уходит в виртуальный мир примерно на 7 часов в день. Большинство малышей 2-летнего возраста имеют навыки обращения со смартфоном. К тому же почти у всех них уже есть собственные телефоны с бесперебойным подключением к сети Интернет. В виртуальной паутине также большую часть свободного времени проводят подростки до 16 лет.
Детей в европейских странах также не миновала зависимость от смартфонов. 60 % родителей обеспокоены тем, что их чада не могут отлипнуть от экрана. А около половины опрошенных британских детей признались, что часто общаются с родителями через гаджеты, хотя те находятся с ними в одном доме.
Ситуация в России обстоит не лучше.
Еще в 2010 году провели исследование, согласно которому 90 % детей дошкольного возраста каждый день выходят в интернет вместе с родителями, а половина детей, не достигших и 14 лет, посещают ресурсы с сомнительным контентом. Сцены насилия регулярно смотрят около 20 % несовершеннолетних, а около 15 % увлекаются азартными играми.
Психологи давно признали интернет-зависимость болезнью. Конечно, она не так опасна, как серьезные психические расстройства, но ее последствия могут быть самыми негативными. По мнению врачей, увлечение виртуальным миром наносит вред и физическому здоровью.
Проводя длительное время перед экраном гаджета, подросток рискует заработать лишний вес, проблемы с позвоночником и зрением, головную боль, бессонницу и депрессию.
Американские ученые проводили исследования, которые косвенно подтверждают вред смартфона для интеллектуального развития ребенка. Малышей, принявших участие в исследовании, разделили на три группы. Первой предложили посмотреть мультики с быстро передвигающимися героями. Малыши со второй группы смотрели развивающую игру. Третья группа детей была увлечена простым рисованием. Через 10 минут детям предложили тесты, и практически все ребята из первой группы справились с заданием гораздо хуже, чем остальные дети.
Главное правило для родителей – не давайте малышу телефон с самых пеленок. До 3-х лет он ему и вовсе ни к чему. Раньше детям младше трехлетнего возраста не рекомендовали показывать даже мультики по телевизору, ведь маленький ребенок еще не различает, где реальный мир, а где выдуманный. Он может испугаться какого-нибудь героя на экране и из-за этого не спать по ночам.
Если же гаджет все-таки попал в руки к любопытному карапузу, нельзя сразу же его отбирать, иначе вы потеряете доверие ребенка. Также не стоит запрещать ребенку постарше общаться в виртуальном мире, ведь в наше время запрет такого общения равен заточению в изоляторе. Контролируя обращение ребенка со смартфоном, важно соблюдать советы психологов:
• Ограничить время игр с телефоном. Детям до 5 лет врачи не рекомендуют находиться перед монитором дольше 1-го часа в день.
• В семье должны быть четкие правила пользования гаджетами. Например, можно выходить в интернет по очереди (если в доме есть компьютер). Также установите свободные от гаджетов места, например, кухня, прихожая, машина.
• Правильно составить режим дня ребенка. Школьник должен запомнить, что поиграть в смартфоне ему можно только после того, как он сделает уроки и приберется в своей комнате.
• Подавать положительный пример. Родители также не должны злоупотреблять смартфонами, а больше общаться друг с другом и с детьми.
• Внушить ребенку, что за час до сна контакты с техникой следует прекращать.
И все же, увлекаться гаджетами – это право ребенка. Не стоит лишать его прав, ведь это так или иначе приведет к протесту, непослушанию и ко лжи. Ребенок начнет нарушать запреты, оправдываться и скрываться. В конце концов, контакт с ним будет утерян.
Простого «нельзя» или «хватит» здесь недостаточно. Кроме того, запреты обычно приводят к обратному эффекту. Ребенка будет еще больше тянуть к железному другу, а родитель, запрещающий виртуальную жизнь, станет врагом номер один. Чтобы вытащить ребенка из виртуального мира, необходимо предложить ему интересную альтернативу. Технологии не могут предоставить человеку все радости жизни. Виртуальное общение притупляет эмоции, поэтому нужно открыть глаза ребенку на реальный мир.
Отличная альтернатива – поход в музей, зоопарк или цирк. Не смейтесь! В таких местах ребенок будет созерцать те же зрительные образы, что и на экране, только «в режиме 3D». Главное, пробудить в ребенке интерес к живому общению.
Можно пойти с малышом на выставку. Для детей разных возрастных категорий здесь потребуются разные подходы.
• Дети до 5 лет живут зрительными впечатлениями, их интересуют яркие необычные образы. Работы импрессионистов вполне удовлетворят интерес малыша. Для начала лучше рассматривать простые композиции – изображения с животными и людьми.
• Ребенка 8-10 лет уже можно заинтересовать коротким рассказом о самой картине или ее авторе. Он сможет увлечься пейзажами, пробуждающими фантазию. Можно спросить школьника, что он видит на этой картине. Важно позволить ребенку высказаться.
• Детям 13-15 лет ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение. В таком возрасте подросткам не так интересны сами картины, как их герои или создатели.
Расскажите ребенку историю жизни художника – как он стал знаменитым, как достиг успеха, за сколько теперь продает свои работы. Пример талантливых людей должен вдохновлять подростков.
Конечно, одних визитов в музей или картинную галерею может быть недостаточно. Родители должны ненавязчиво, но регулярно знакомить ребенка с реальным миром. Малыша нужно удивить и заинтересовать, а не утомить. Отличная идея – записать ребенка в кружок какого-нибудь ремесла, чтобы он мог своими руками создавать нечто интересное и красивое.
Занять время сына или дочери можно и другими, не менее полезными занятиями, например, танцами, борьбой, кулинарией. И, наконец, можно просто ходить в торговый центр, чтобы попрыгать на батуте. Это куда лучше однообразных виртуальных игр. Словом, побольше движения и живого общения.
Фото: Pixabay