В воспитании детей достаточно просто совершить ошибку, поскольку далеко не все родители обладают достаточным количеством знаний из области психологии и педагогики.
Поэтому важно знать, какие наши поступки негативно отражаются на жизни детей.
Более подробно об этом рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости", специалист в британском образовании и воспитании наследников, основатель Almanax Education (Лондон) Юлия Колбасова.
Подрастающего человека в первую очередь формирует семья, то есть все те отношения, через которые он проходит каждый день. От того, насколько гармоничными/деструктивными они будут в детстве, во многом зависит, какой сформируется личность взрослого, какая жизнь или карьера его ждет.
Большая часть нашего повседневного общения состоит из привычных паттернов, ситуаций, повторяющихся ежедневно. Сделать их экологичными и благотворными не так сложно, если исключить самые частые и привычные многим ошибки.
Какие? Давайте разберемся.
Если делать ребенку замечания в постоянном режиме и сразу обо всем, то вы рискуете превратиться в аналог радио, которое играет фоном. Например, вы начинаете говорить про уроки, потом (если дело во время обеда) переключаетесь на поведение за столом, затем "ты горбишься", после – об отношениях с братьями или сестрами…
Словом, пытаетесь выиграть одновременно кучу битв, но в итоге проигрываете все, а ребенок вас не слышит.
Совет: если уж вы "радио", то ведите себя как диджей: выбирайте два ключевых трека и миксуйте бит вокруг основных тем, про остальные замечания по другим поводам - забываем.
Следующая раздражающая привычка – бросаться все делать за детей (и даже впереди детей). Условно говоря, ребенок называется груздем, а в кузов за него лезет родитель.
Например, подросток говорит: "Меня в последнее время стала интересовать фотография, даже думаю у знакомого одолжить камеру".
Родитель тут же подпрыгивает: "Так, сейчас я позвоню, найду тебе лучшего репетитора, вот курсы, давай, сейчас мы тебя туда запишем. А вот еще есть летний лагерь, а еще у нас сосед фотограф…" и так далее.
Такой подход предсказуемо вызывает раздражение и сопротивление вплоть до скандала. Потому что на самом деле все, чего хотел человек, – это начать и посмотреть, что будет. Сам.
Бросаясь на опережение, родители лишают детей возможности проявить любознательность, самим что-то для себя организовать и исследовать мир.
Совет: доверяйте своим детям и позвольте им набить немного шишек. Например, чтобы прийти к здоровым пищевым привычкам, человек чаще всего должен пройти обязательный период "поедания доширака".
Признайтесь, папа и мама, вы ведь ели эту лапшу из пакетика и фастфуд, с вами ничего не случилось? Ваш ребенок не слабее вас, он тоже справится.
Для взрослеющих детей самым раздражающим в общении с родителями бывает, когда все разговоры сводятся только к бытовой опеке – хорошо ли поел, тепло ли оделся, завел ли будильник… Вам так проще найти тему для разговора, но эти избитые фразы – сигнал ребенку, что его настоящая жизнь вам не особенно интересна.
Слышу в ответ: "Что же, не обсуждать с ребенком школу?".
Конечно, обсуждать, это важная тема. Но если на ваши дежурные расспросы вы получаете раздражение или привычное "нормально", попробуйте либо изменить подход, либо правильно выбирать момент – когда вы оба в хорошем настроении.
Совет: проявите искренний интерес. Школа школой, а как вообще-то дела? Что сейчас самое важное из того, что с тобой происходит? Для разнообразия используйте сленг (пусть он для зумеров будет звучать устаревшим). Когда дети удивляются, они охотнее идут на диалог.
Ну как не поставить в пример своему "оболтусу" кого-то более успешного? Для его же пользы – чтобы знал, к чему стремиться, и понимал, какую планку вы хотите ему задать. С одной стороны, это нормально – у каждого есть право на свое мнение, даже у родителей.
И что такого, если родителям нравится, как себя ведет какой-то чужой ребенок – сын знакомых или вообще герой какой-то телепередачи?
Сравнивайте конструктивно. Например, нет смысла ставить в пример чьи-то литературные успехи, если ваш сын по интересам – явный технарь или даже спортсмен. Сравнивайте именно в той плоскости, которая близка вашему ребенку.
А чтобы понять, что ему близко, слушайте, с кем он сравнивает себя сам, к чему он сам стремится и чего ему не хватает.
Совет: интересуйтесь тем, что ваш ребенок думает об успехах других. Он восхищается или завидует кому-то?
Максимально позитивно и конструктивно обсудите, что привело героя к успеху, и в том же конструктивном тоне обсудите возможности и доступные инструменты, которые ваш ребенок мог бы у него позаимствовать.