Сегодня поговорим о том, почему дети кидаются игрушками. Разбираемся с нашим экспертом Татьяной Ларье.
Татьяна, расскажите, почему это может происходить.
Для начала запомните одно очень важное правило!
Дети изначально очень любопытны, они могут ломать игрушки с целью познания мира, и это нормально!
Игрушки должны покупаться именно с целью изучения мира разными способами, в том числе и разбиранием игрушек.
Если вас беспокоит, что ребенок ломает дорогие игрушки, просто не покупайте их. Выбирайте дешевые аналоги.
Вернёмся к швыряниям.
Для того чтобы выработать правильную тактику поведения, нужно найти причину, почему ребенок кидает игрушки. И этих причин, как правило, бывает 4.
Такое поведение для детей нормально! И наша задача будет определить причину такого поведения и дать необходимый инструмент проработки этих действий.
Татьяна, можете рассказать на примерах, как это можно сделать?
Допустим, у ребенка мало навыков игры. Ему подарили дом для кукол или паровозик, он с ними поиграл, как умел, и потом БАМ, БАХ — и все это летит и ломается.
Для того чтобы ребенок мог играть с подобными игрушками, нужно его научить этому.
Т. е. ребёнок изначально не умеет играть и его этому нужно учить, как и другим навыкам?
Да, это так! Многие думают: «Как так, учить ребенка играть? Это же ребёнок, он должен уметь это делать сам».
Это ошибочное мнение. Ребенка действительно нужно учить играть!
К 3-м годам у ребенка дозревает мозг до подключения сюжетно-ролевых игр. Но этим играм тоже нужно обучать, потому что самое простое для ребенка из навыков игры – это разрушать.
Мы можем брать очень короткие сюжетные варианты. Например, если это паровозик, то разыграть мини-игру (что-то сложить в него, привезти, а на другом конце мама выгружает и строит и т. д.). Тогда у ребенка появится один маленький кирпичик фундамента сюжетных игр. Потом вы предлагаете другой вариант игры с паровозиком. Чем больше вариантов вы предлагаете и показываете, тем проще ребенку будет потом самому играть уже. Он подсознательно будет сам выбирать игру из нескольких простых вариантов и уже сам составлять более сложные сюжеты.
А что делать, если игрушка у ребёнка поломалась и от этого он ее швыряет?
Когда у ребенка игрушка сломалась или не работает, он ее выбрасывает, и она его больше не интересует. Это тоже может вызвать негативные эмоции. Подключать сюда метод проговаривания эмоций и проживания гнева будет бесполезно, потому что он и без вас в 3 года понимает, что он расстроен и психует.
Необходимо в игровой форме помочь ребенку научиться решать проблему. Это первое — научить его подходить к родителю и просить починить. Второе — попытаться починить самостоятельно, если у ребенка достаточно навыков, чтобы это сделать совместно с вами (например, отвалилось колесо от машинки).
Таким образом, мы воспитываем в ребенке нормальное отношение к этому процессу. Что проблема решаема и у ребёнка даже есть несколько способов для этого. А если она решаема, то и расстраиваться, злиться и кидаться игрушками уже не надо будет.
Таких подходов может быть не один, ребенок не сразу поймет, что нужно идти и просить починить. Не расстраивайтесь, если ребенок не с первого раза поймет принцип. Повторяйте варианты поведения столько раз, сколько потребуется.
Задача родителя в этих случаях заключается не в том, чтобы помогать ребенку справляться со стрессом, а в том чтобы помогать не испытывать этот стресс, зная, как можно решить проблему несколькими способами.
Татьяна, спасибо за полезную информацию!