Считается, что у родителей, особенно у женщин, заложена любовь ко всем детям.
Но под влиянием некоторых факторов одного из детей могут любить больше, чем другого.
Что делать нелюбимому ребенку в этой ситуации?
Разобраться в этом поможет данная статья.
• Сходство его отрицательных черт с качествами нелюбимого супруга или супруги. У женщин это случается, если ребенок родился от нелюбимого человека или в результате изнасилования.
• Раннее появление малыша на свет, когда пара была не готова к тому, чтобы стать родителями. Своим рождением ребенок мог помешать становлению карьеры или реализации других планов на жизнь.
• Несовпадение темпераментов, ритмов жизни.
Флегматичные родители будут постоянно раздражены ребенком холерического или сангвинического типа. Им нелегко смириться и подстроиться под активность, вспыльчивость, эмоциональность ребенка.
Если у холериков рождается флегматик, его медлительность, вдумчивость, склонность к долгим раздумьям будут провоцировать постоянные упреки. Некоторые родители даже могут называть его не совсем нормальным, потому что он отличается от них. Им трудно наладить контакт с малышом.
• Послеродовая депрессия у матери может отрицательно сказаться на отношении к ребенку, особенно если он первый. Мама делает на автомате все процедуры по уходу за ним, но любви и привязанности не чувствует. Малыш раздражает ее уже фактом своего существования.
• Отсутствие помощи в уходе за ребенком и усталость матери от него.
• Бывает так, что через дочь или сына мать пытается воплотить свои нереализованные надежды. И если у одного это получается, а у другого – нет, последнего она будет любить меньше. Хоть и не всегда это осознавать.
В семьях с нелюбимым ребенком обязательно есть и их противоположность - брат или сестра, которых любят сильнее.
Чаще всего любимые дети сильно похожи на мать, как внешне, так и по характеру и темпераменту. Она видит в нем свое продолжение и дарит ему больше любви и внимания. В основном эту роль выполняют младшие дети. Иногда при рождении второго малыша у матери просыпаются подавленные родительские чувства и вся любовь достается маленькому ребенку, а старший начинает отходить на второй план. Для властных матерей становится важным и тот факт, что младшим им легче управлять, в то время как старший уже способен спорить и не соглашаться с ней.
Некоторые родители начинают забывать, что старший – сам еще ребенок и вместо любви, внимания, поддержки начинают заставлять его все свое время уделять младшему брату или сестре, лишая возможности погулять с друзьями, заняться своими делами. Ситуация усугубляется, если родители перекладывают ответственность за малыша с себя на старшего ребенка и периодически обвиняют его в том, что он не уследил за младшим.
Дети чувствуют себя нелюбимыми, когда не получают проявлений любви, внимания, понимания, поддержки. Каждый родитель по-своему проявляет любовь. Кто-то добрым словом, лаской, кто-то делом и материальной помощью. А если ребенок не получает любви на понятном ему языке, он чувствует себя нелюбимым.
Например, для одного ребенка важно внимание. Совместные игры, помощь в решении бытовых проблем, обучение новым навыкам самообслуживания. Если происходит так, что, например, мать решила взять на себя роль обеспечивать семью, ребенок теряет проявление любви в виде внимания, общения, совместных игр. Мать начинает проявлять любовь в другом русле – содержать его и давать все необходимое. А новое проявление любви становится непонятным для ребенка.
Другим больше нужна поддержка в своих начинаниях или сложных ситуациях, конфликтах со сверстниками. Если родители отказывают в ней и говорят, чтобы разбирался сам, он почувствует себя нелюбимым.
Для третьих ребят ласка важна больше, чем общение или поддержка. В некоторых семьях ее лишают, полагая, что это поможет с малых лет закалить характер. Но в итоге из таких детей вырастают жесткие люди, которые не умеют любить.
Общение. Если по вечерам родители всегда занимаются своими делами, а ребенок предоставлен сам себе, у него будут потеряны навыки общения. Им никто не интересуется. С ним не занимаются. Он чувствует себя одиноким.
Проблема возникает, когда у детей разные языки любви. Одному в семье нужна больше ласка, а второму общение. И когда родители для разных детей проявляют любовь одним способом или методом, который непонятен им обоим, у одного или обоих постепенно возникает ощущение, что они нелюбимы.
• Вследствие неодинакового отношения у нелюбимого ребенка начинают портиться отношения с братьями и сестрами. Соперничество между детьми одной семьи в целом считается нормальным явлением. Но не нормально, когда к этому примешано и неравное отношение со стороны родителей. Тяжелее переносится неравное отношение к однополым детям.
• Нелюбимый ребенок не сумеет принимать любовь. Даже если к нему и проявят заботу и внимание, он будет искать в этом подвох.
• Повышается риск депрессии во взрослом возрасте, как у любимых, так и нелюбимых.
• В итоге у нелюбимого сильно занижена самооценка, что сильно помешает его развитию и социализации в будущем. У него появляется склонность к самобичеванию, неврозам, появляется чувство, что он не любим и не нужен.
• Часто страдают психосоматическими заболеваниями, простудами. Так они подсознательно пытаются привлечь к себе внимание. После ухода из дома эти психологические травмы и шаблоны поведения остаются.
• Нередко нелюбимые дети рано уходят из дома и предпочитают учиться в другом городе, жить в общежитии или на съемной квартире. Поэтому они добиваются большего, поскольку привыкли рассчитывать только на свои силы.
А любимым детям, наоборот, становится комфортно дома, они привыкают, что родители решают за них все проблемы.
• Вместе с тем нелюбимым будет сложно полюбить своих детей. Ведь они сами не были любимы.
• Бывает и так, что нелюбимого психологически держат дома, считают неудачниками и не отпускают в свободное плавание. Здесь помогут только действия с его стороны и желание изменить свою жизнь – вера в себя, принятие любви и поддержки от других людей, поиск источника дохода, чтобы обеспечивать себя самостоятельно, отдельного жилья и при необходимости лечение у психотерапевта. Им не нужно винить себя в родительской нелюбви, а направить силы на то, чтобы полюбить себя и устроить свою жизнь именно так, как считают нужным.
Вывод: Нелюбимые дети могут справиться с помощью работы над собой психолога. Не нужно напрасно ждать любви от родителей. Они уже никогда не изменятся. Вместо этого надо полюбить самого себя. Именно так дети с нелегким детством могут стать счастливыми.