Дети – существа безответственные и совершенно неопытные.
К счастью, есть рядом взрослый, который поможет, предостережет и направит в правильную сторону.
Мы, их родители, заранее знаем, как правильно одеваться, уберечься от гриппа и развить свое тело и ум. Мы знаем, к чему приведет каждый шаг несмышленыша. Мы всегда на страже, чтобы остановить или подсказать.
О том, почему так думать не следует, если вы хотите вырастить ребенка самостоятельным, рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" психолог с 20-летним стажем Светлана Лукка.
В шестнадцать, по идее, уже не совсем малыш, должен самостоятельно действовать и принимать решения по той схеме, что ему привили родители. Только что-то ребенок не хочет сам.
Он не уверен, просит все время помощи, не готов принимать стратегические решения. И вообще, старается жить так, чтобы с ответственностью не сталкиваться, в сложных ситуациях не оказываться.
И эта позиция зачастую затягивается до тридцати-сорока лет.
Почему такое происходит?
Ответ один: у него не было возможности научиться жить самому. Родители всегда были на подхвате. Они принимали решения и несли за них ответственность.
И ребенок научился быть ведомым, послушным и не думающим. Ведь научиться принимать осознанные решения можно только на собственном опыте.
Чтение книжек и наблюдение со стороны за теми, кто это делает, не вырабатывает навык самостоятельности.
Начинается приобретение опыта очень рано, как только ребенок может самостоятельно передвигаться в пространстве. Поскользнуться и упасть, встать и пойти дальше. Удариться о стул, поплакать, в следующий раз – обойти препятствие. Позже это будет проявляться в бытовой жизни: накрыть на стол к празднику, а потом бегать за вилками и салфетками, которые забыл положить.
Ну а к концу школы это уже эпохальные решения: выбрать себе вуз и поступить благодаря собственным усилиям, чтобы доказать себе и миру, что готов отвечать за свои решения.
В каждом возрасте можно найти ту сферу, где ребенок без вреда для себя и окружающих может принимать свои решения и сталкиваться с их последствиями. Конечно, он будет ошибаться. Ведь на ошибках учатся.
Но, чем раньше начнется приобретение опыта самостоятельности, тем раньше он начнет осознанно принимать решения, просчитывая последствия.
Самостоятельность приходит постепенно, в результате жизненного опыта: от простых ситуаций к самым сложным. Чувствовать рядом поддержку родителя важно. Но именно поддержку, а не двигатель, который все решит и сделает "правильно".
Много раз надо ошибиться, разочароваться, проиграть ситуацию в голове, чтобы потом выработать свой собственный алгоритм принятия решений и ответственности.
Видеть, как ошибается твой ребенок, больно. Хочется, чтобы все у него получалось с первого раза, и трудности обходили стороной. Но так не бывает. Без боли, без слез нет развития.
Надо все время выходить из зоны комфорта, чтобы двигаться вперед. А если ребенок привык, что все само собой разрешается и делается, то выходить из зоны комфорта в какой-то момент станет настолько страшно, что основным мотивом станет сидеть и не высовываться, только бы не пришлось рисковать и отвечать потом за свои поступки.
Фото: Pixabay