Знали?
Я убедилась в этом, когда поработала в суде с подростками и их родителями в разрезе социальной адаптации – над отношениями, их проблемами, оказывая психологическую помощь и поддержку, в том числе несовершеннолетним преступникам.
Рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" практикующий психолог Елена Сидоренко.
Подростковый возраст – особенный период со своими трудностями и закономерностями. К тому же, это кризисный период, который наиболее длительный по времени. Какие сложности возникают при общении взрослых с подростками? Трудно договориться, они все сами знают, любые действия родителей воспринимаются как нарушение границ – не хотят учиться, делать уроки, не слушают родителей – отсутствует доверие и взаимопонимание.
За свой рабочий опыт я прожила уже не один подростковый кризис рука за руку со своими клиентами, родителями подростков и своими подругами. Кризисы их детей были разными и очень эмоциональными.
Также по сей день я проживаю подростковый кризис вместе с самими подростками, которые у меня в терапии. Исходя из этого могу сказать, что выстраивать отношения с детьми надо начинать не в их подростковом кризисе, так как здесь уже поздно, а начиная с первого года жизни вашего ребёнка.
Вы удивитесь, но у вас есть всего 10 лет для того, чтобы построить со своим ребёнком доверительные, открытые, свободные и интересные отношения. Проработав много лет с подростками, я хорошо узнала их боли. Почти все подростки говорят одно: «родители меня не слышат, не понимают».
Подростковый кризис говорит о том, что программа привязанности завершается!
Специально для подростков я организовала такую психологическую тренинговую группу, где они в кругу сверстников чувствуют себя в безопасности и экологично проживают один из важнейших этапов их жизни – подростковый кризис. Почему терапию для подростков я рекомендую в групповом формате?
Во-первых, это очень эффективный формат работы с подростками. Это возможность получения поддержки и обратной связи от таких же сверстников, имеющих такие же или схожие проблемы. Несмотря на сложности в общении с родителями и активное желание сепарироваться (которое в первую очередь заложено природой), в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых.
Родителям, в свою очередь, при этом следует отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы, веры в него. Запомните фразу: «Ребёнка нужно отпустить, чтобы он вернулся взрослой личностью».
И только после того, как этот этап будет прожит и удачно преодолен, у ребенка сформируется новый уровень осознанности, самовосприятия, разовьются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок отделится от родителей психологически, но при этом сохранит с ними хорошие отношения. Это важная задача этого периода.
Чтобы успешно пройти переходный возраст и избежать осложнений, нам, родителям, необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Родителям следует понимать, что в данный период с ребёнком происходит: активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях, чёткая половая поляризация в формах межличностного поведения, становление мировоззрения, поиск своей социальной роли. Знаете ли вы взрослых людей, которые не прошли подростковый бунт?
Это говорит о том, что человек не прошел, не пережил подростковый кризис. Если ребёнок не отбунтует «в своем» возрасте с родителями, то будет бунтовать всю жизнь и везде. Подростковый кризис – это последний легальный кризис.
Если ребёнок не прошёл кризис 3 лет, он ярче пройдёт кризис 7 лет, если не прошёл кризис 7 лет, то сильнее пройдёт подростковый. И как раз самый сильный подростковый кризис у тех, кто не прошёл предыдущие кризисы. Для психики подростковый кризис – это возможность запрыгнуть в последний вагон, дальше психика будет препятствовать успеху, высока вероятность, что человек к 30 годам не определится, кто он и каким он видит себя в этом мире. Всё это говорит о не прожитом подростковом кризисе.
Подростковый возраст – это ваша вторая молодость, проводите качественное время со своими детьми по-взрослому, где вы не говорите о школе, быте и работе. Общайтесь со своими детьми из «Я-сообщений», учитывайте их интересы, желания и потребности, не реализуйте свои несбыточные мечты в своих детях. Они ОТДЕЛЬНЫЕ, они ДРУГИЕ, они НЕ ВЫ!
У вас все получится! Вы лучшие родители для своих детей!