Тема воспитания подрастающего поколения была, есть и всегда будет очень актуальной и важной во все времена. Человечество не стоит на месте и проходит свои этапы эволюционного пути.
Каждая эпоха характеризуется своими особенностями, которые формируются в зависимости от условий окружающего мира.
Эксперт сетевого издания «Белновости», психолог Александра Кондрахина специально для читателей сайта рассказала, какие изменения происходят с мальчиками подросткового возраста, а также дала ценные советы родителям по воспитанию мальчиков-подростков.
Изучением развития личности ребенка занимались в разные времена известные умы психологии и педагогики. Об этом написано много трудов. Данная тема и по сей день привлекает внимание не только ученых, но и современных родителей. Поэтому каждому ответственному родителю необходимо пополнять багаж своих знаний новыми методами и способами взаимодействия со своим ребенком.
Очень долгое время считалось, что взрослый имеет влияние на ребенка, и, следовательно, на формирование его личности. Такое мнение бытовало до тех пор, пока не появилась культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Его открытие заключалось в том, что на самом деле не взрослый влияет на ребенка, а сам взрослый попадает под влияние собственного чада. И порой родители не могут осознать и оценить уровень зависимости от своего ребенка, понять, что на самом деле он управляет их действиями и поступками.
Однако это не единственное открытие Выготского относительно формирования личности ребенка. Лев Семенович был уверен, что не только взаимодействие взрослого с ребенком развивает его как личность, но и социальная среда также играет огромную роль и является самой важной.
Практически об этом же писал в своих работах и Эрик Эриксон, последователь З. Фрейда. Он акцентировал свое внимание не только на культурном развитии общества, но и на экономическом его развитии, а также на том, какой именно исторический этап этого развития застал ребенок.
Развитие и воспитание идут рука об руку. Одно невозможно без другого. Давайте же разберемся: что такое воспитание.
В первую очередь необходимо знать истинное значение слова "воспитание".
Воспитание - в-ось-питание, то есть это некий процесс. Если рассмотреть на примере растений, то это значит, что мы питаем самыми полезными веществами ось - корень этого растения. То есть от того, сколько сил вкладываем и что именно вкладываем, какие условия для его роста создаем, будет зависеть, какое растение вырастет в конечном итоге. Будет оно нас радовать благоуханием и красотой своего цветка или же пожухлыми листьями, гниющим корнем и зловонием. То же самое происходит и в воспитании детей. Родителям необходимо формировать и в дальнейшем укреплять внутренний стержень ребенка – развивать у ребенка физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, моральную и духовную сферы жизни.
Ребенок к нам приходит уже с определенными генетически заложенными качествами характера – как положительными, так и отрицательными. Фактически можно сказать, что ребенок проживает жизнь частично мамы, частично папы, а в некоторых случаях и уже умерших родственников. Частенько мы детям говорим такие фразы: «Ты ведешь себя как твой отец» или «Твоя улыбка напоминает улыбку прабабушки».
Чаще всего современные дети проигрывают модель поведения ближайших родственников – мамы и папы. И то, что нам не нравится в ребенке, то, как он себя ведет, по большей части является отражением того, как мы относимся к нему или к окружающему миру. И наша задача, как взрослых, на самом деле помочь ребенку быть самим собой, а не играть чью-то роль, проживать чужую жизнь, направить по его пути. А для этого необходимо выстраивать гармоничные взаимоотношения с ребенком с рождения и до 12-14 лет.
В нашем энергетическом поле ребенок находится до этого возраста. И на протяжении всего процесса взросления у нас есть возможность вносить коррективы, так как выйдя из-под нашего поля, ребенок действует согласно заложенной модели поведения, руководствуясь внутренними установками. Всё, что заложили, привили в этот период, проявится в дальнейшей жизни нашего ребенка. Изменить и как-то повлиять на ребенка уже становится крайне сложно, а в некоторых случаях и совсем невозможно.
Весь возрастной период развития ребенка можно разделить на несколько основных этапов:
1. От рождения до года – в этот период огромную роль играет мама для малыша, которая закладывает доверие к окружающему миру. Она удовлетворяет базовые физиологические (еда, сон) и психологические (забота, эмоции, внимание) потребности.
2. От 1 до 3 лет – малыш овладевает вертикальной походкой и речью, появляются первые признаки самостоятельности – «Я сам». В этот период важна помощь со стороны родителей в овладении самостоятельными действиями, а также создание условий в становлении автономии – не делать все за ребенка и не опекать его постоянно, в противном случае будем иметь дело с неуверенностью, слабоволием и низким уровнем мотивации.
3. От 3 до 6 лет – развитие речи, мышления, сознания и воображения, осознание различия полов. В данный период расширяется круг социального взаимодействия – общается со сверстниками и взрослыми, проявляет интерес к труду. Ведущей деятельностью является игровая – умение следовать правилам, выбор игр и постановка целей.
4. От 6 до 12 лет – ведущая деятельность – учебная. Данный период характеризуется стремлением к изучению и освоению внешнего мира, получению новых знаний, созданию новых контактов, поиску единомышленников и друзей по интересам, проявлению творчества.
В этот период для ребенка очень важен родительский авторитет, поддержка и понимание, а не нравоучения. Проходя гармоничным образом предыдущие этапы в развитии и воспитании ребенка, родителям необходимо становиться другом для своего ребенка.
Подростковый период – это период взросления. В этот период с ребенком происходят не только внешние изменения, но физиологические и психологические, которые как раз и пугают большинство родителей. Чтобы не быть застигнутым врасплох, необходимо подготовиться к этому периоду. А для этого нужно знать временной диапазон данного периода. Выделяют два периода, характеризующиеся своими особенностями.
5. Первый период – от 10 до 13 лет – организм ребенка претерпевает гормональную перестройку: повышается утомляемость, рассеянность, снижается концентрация внимания, появляется желание уединиться, находясь дома. Много времени проводит вне дома с друзьями, так как ему необходимо утвердить свой авторитет. Поэтому может поддаваться провокациям со стороны сверстников. Родители же могут считать, что их ребенок вышел из-под контроля, не слушается их, не подчиняется их воле.
Постарайтесь понять своего ребенка, ведь когда-то и вы были в этом возрасте. Договаривайтесь с ним о времени возвращения домой, не настаивайте на обязательном выполнении домашних обязанностей, если это не вошло в привычку ребенка. Интересуйтесь, но ненавязчиво, с кем он проводит время, чем увлекается. Будьте сами в курсе его интересов, чтобы было о чем поговорить, не теряя связь с ребенком.
Если к этому возрасту у вас не получилось стать авторитетом для своего ребенка, то не следует оказывать еще большее давление, увеличивать ограничения. Ваша задача – измениться самому, увидеть в ребенке личность, у которой есть свои потребности, удовлетворение которых является неотъемлемой частью развития ребенка. Ваша помощь и отзывчивость важны для подростка.
Каждая проблема, связанная с обучением в школе или взаимоотношениями с окружающими, подростком расценивается как очень серьезная и требующая вашего внимания и участия в разрешении конфликтов. Необходимо научиться уважать и любить свое чадо и не мешать ему в поиске других авторитетов для себя.
6. Второй период – от 14 до 15 лет – гормональная перестройка практически завершена, подросток переполнен энергией: не может усидеть на месте, его интересует все и вся, постоянно находится в движении, большую часть времени проводит с друзьями. В этот период происходят изменения в эмоциональной сфере (переоценка моральных ценностей), а также изменения касаются сферы полового созревания.
Главная задача родителей в этот период – направить энергию в правильное русло, не применяя силу и наказания. В противном случае вы можете столкнуться с протестом и получить обратный эффект, так как ребенок начнет действовать по вашему образу и подобию.
Необходимо направить энергию подростка на развитие его талантов и способностей. Важно заинтересовать подростка и постоянно показывать ему свою любовь, разговаривая с ним как со своим другом.
Среди современных подростков можно наблюдать три типа поведения:
– много времени проводят за просмотром фильмов ужасов, о вампирах и со сценами смерти; играют в компьютерные игры с насилием, убийствами или сражениями; интересна тяжелая музыка (рок, металл); в одежде предпочитают черные цвета, символику смерти; намеренно подвергают себя риску (экстремальные виды спорта, развлечения, игры со смертью); суицидальные мысли или попытки; их девиз «Жить быстро, умереть молодым»; легко находят общий язык с людьми старшего возраста (бабушками, дедушками); не боятся родителей, часто убегают из дома; мстительны по отношению к обществу: могут уничтожать бомжей, наносить телесные повреждения животным, избивать слабых.
– подвергают сомнению родительский авторитет; показывают глубокое сочувствие к живым существам, очень болезненная реакция на жестокость и несправедливость; очень чувствительные, ранимые, плаксивые, часто меняется настроение; любят фантазировать, уходят в виртуальные миры (компьютерные игры), рано начинают употреблять психоактивные вещества (алкоголь, наркотики и т.п.), могут обманывать; подвержены психическим заболеваниям.
– «компьютеризованные» дети; мыслят нестандартно, изобретают что-то, легко дается обучение; одеваться могут оригинально, вызывающе; интересуются космосом, авиацией; с хорошим чувством юмора, любят короткие рассказы, анекдоты, афоризмы; свободолюбивые, не любят рамок и ограничений, хаотичны.