Не существует однозначного срока, когда начинает говорить ребенок.
Кто-то болтает предложениями в год, а кто-то молчит до 3-4 лет, вызывая тревогу мам, пап, бабушек и дедушек. Что же предпринять родителям, чтобы малыш сделал это раньше.
Эксперт сетевого издания «Белновости» по вопросам воспитания детей, перинатальный психолог и мама 9 детей Алеся Лавриенко рассказывает о том, что нужно делать, чтобы ваш ребенок быстрее заговорил.
Когда молодые мамы встречаются на детских площадках, в поликлинике, на «мамских» форумах в интернете, одной из излюбленных тем является тема, которые я называю «темой умелок».
Мы рассказываем друг другу о том, что является предметом нашей гордости. А в этот период жизни предметом нашей гордости являются достижения и свершения наших маленьких детей. То, что они умеют.
«А мой вчера сделал первый шаг».
«А моя уже сама надевает колготки».
«А мои близнецы пользуются вилкой и ножом».
И отдельным пунктом в вопросе развития нашего ребенка является его речь. Ведь это именно то, что делает человека человеком. Его членораздельная речь, которая является признаком развития мозга.
И когда кто-то из подружек рассказывает вам, что ее полуторагодовалый малыш уже говорит не только слова «мама», «папа», но и называет свою бабушку по имени отчеству, чем вызывает умиление у всех, кроме самой бабушки, а ваш еще с трудом отличает «Гав-Гав» от «Му -Му», то тут никакие психотерапевтические увещевания о том, что дети все разные, успокоить вас не могут.
Говорите с ним, начиная с его рождения. Называйте его по имени, разговаривайте с ним, рассказывайте ему, что вы делаете. Не нужно думать, что если ваш малыш не говорит, то и вам нужно молчать. Это совершенно неправильный подход, который очень негативно сказывается на развитии не только речи, но и мозга ребенка.
В истории известен случай, когда римский император Фридерик Второй, желая узнать, на каком языке будут говорить младенцы, если с ними не разговаривать, приставил к ним глухонемых кормилиц. Кроме того, он запретил им улыбаться своим подопечным. Они должны были только кормить, купать, переодевать. В итоге младенцы не только не заговорили на каком бы то ни было земном языке, они умирали, не дожив до 3-4-летнего возраста, т. к. без общения и ласки они останавливались в своем развитии и погибали.
Самые простые сказки, которые очень легко запомнить: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» – идеальное средство для расширения словарного запаса ребенка и памяти мамы… Рассказывайте их, когда укачиваете малыша, когда кормите, когда одеваете или везете в коляске.
И настанет день, когда ваш малыш будет рассказывать какую-нибудь «Репку» от начала и до конца по памяти. Один из моих сыновей в 4 года наизусть воспроизводил рассказы Толстого: «Прыжок», «Акула», «Девочка и грибы». Мы с мужем ради интереса даже брали книгу и проверяли – соответствие было почти стопроцентным.
Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский – вот этих авторов любому родителю неплохо было бы выучить наизусть, тем более, что их стихи очень просты и запоминаются очень легко. Помните: «Зайку бросила хозяйка…»?
«Или у меня зазвонил телефон»?. Только из этого стихотворения ребенок узнает столько слов, обозначающих животных, что хорошая отметка по биологии ему лет через 10 будет обеспечена.
Пока малыш еще не может называть предметы, пусть показывает на них. Купите книжки с хорошими картинками и просите малыша показать: А где машина? А где самолет?
И вы, уверяю вас, удивитесь тому, какой большой словарный запас у вашего ребенка. Да, он пока пассивный, то есть ребенок еще не говорит этих слов. Но он их выделяет на слух и знает, что они значат. И это только пока. Со временем ту же книжку вы будете показывать ему, задавая только один вопрос: «Это что? И малыш с удовольствием будет вам отвечать.
Иногда можно услышать такое мнение, что если ребенку читать классические произведения литературы, то он вполне может их слушать и воспринимать. Возможно, это и так. Но боюсь, с таким же успехом ребенку можно ставить какие-то шедевры китайской средневековой литературы на языке оригинала.
Да, ребенок будет слушать как один из вариантов белого шума. И даже, возможно, будет хорошо засыпать под них. Но если мы хотим, чтобы ребенок не только слушал поток звуков, но и выделял из него знакомые слова и предложения, то лучше обойтись без этих экспериментов, призванных воспитать гения. Используйте простые сказки, несложные слова, недлинные предложения. И именно используя эти слова и предложения, малыш в скором времени начнет говорить.
Эти немудреные приемы, о которых я вам рассказала, вполне по силам любой маме, и не обязательно быть гуру педагогики или лингвистики. Даже высшее образование тут не обязательно.
Главное - это любовь, улыбка и немного вашего желания. И тогда все у вас получится.