Заниженная самооценка часто становится той самой палкой в колесе, которая сильнее всего портит нам жизнь и плодит другие комплексы.
Но вот парадокс: мы все когда-то пришли в этот мир с бесконечной верой в себя.
Совсем маленьким детям проблемы с самооценкой неведомы. И лишь по мере взросления мы начинаем терять уверенность в своих силах. Почему так происходит и как не разрушить самооценку своего ребенка? Разбираемся с Эми Кролевецкой – методистом онлайн-платформы обучения детей английскому языку Novakid.
По мнению психологов, точкой отсчета в формировании самооценки ребенка являются те слова и фразы, которые ему говорят родители. «Все с тобой понятно», «руки – крюки», «мастер-ломастер», «вечно ты копаешься» - взрослому человеку хватит внутренней силы, чтобы не воспринимать эти «ярлыки» всерьез.
Но детская психика противостоять подобным едким фразам просто не в состоянии. Даже если обидные слова вырвались у родителей в минуту отчаяния, постепенно они складируются на подкорке у малыша и формируют весьма незавидное отношение к себе. Подсознание ребенка делает простой и жестокий вывод: «Раз все считают, что из меня ничего не выйдет, значит, так и есть».
Важной вехой в формировании самооценки становится начальная школа. Здесь злую шутку с детьми играет чрезмерная любовь взрослых к сравнениям. Кстати, эта привычка особенно характерна для постсоветского пространства. «Вот Лена получила за диктант пятерку, а ты только четыре. Ты что глупее Лены?» - третирует бабушка несчастного внука или внучку. Бесконечные сравнения младших братьев и сестер со старшими, своих детей с одноклассниками неизбежно порождают в ребенке панический страх сделать ошибку.
С фобией ошибок связан и называемый синдром отличника. Обычно он развивается у «перехваленных» детей. В этом случае самооценка ребенка впадает в полную зависимость от высоких оценок и постоянной похвалы. А даже незначительная неудача (вроде четверки с плюсом за контрольную) или вгоняет в пучину уныния, или приводит к истерике.
Выученной беспомощностью в психологии называют неумение человека выполнять какие-либо действия без чужой помощи. Любая «незнакомая» задача, любая сложность воспринимается как непреодолимое препятствие. Выученная беспомощность часто развивается у подростков, которых в детстве постоянно захваливали и не давали проявлять самостоятельность.
Сначала взрослые все делают за ребенка, а затем возмущаются, что он не умеет ни сварить макароны, ни помыть посуду. Переход от гиперопеки к постоянным упрекам убивает веру подростка в себя и программирует на неудачи. «Я такой бестолковый, ничего хорошего мне точно не светит», - думает про себя ребенок.
Не стесняйтесь вспоминать примеры из своего детства: как плохо подготовились к контрольной по алгебре, провалили кросс на физкультуре или забыли выученный стих прямо у доски. Пусть ребенок знает, что его мама или папа тоже когда-то попадали в неловкие ситуации и все-таки выросли хорошими людьми.
Если отказаться от сравнений сложно, превратите их в игру. Например, сравнивайте сегодняшний результат ребенка со вчерашним. «Ого, ты решил все примеры за 25 минут! А вчера у тебя ушло целых полчаса».
Найдите хобби, в котором ребенок сможет реализовать себя и добиться успеха. Сложно считать себя неудачником, когда ты лучше всех в классе говоришь на английском языке или умеешь конструировать роботов.
При похвале делайте акцент не на качествах, а на действиях ребенка. Фраза «Ты у нас такой умный» хоть и приятная, но способствует формированию синдрома отличника. Правильнее будет сказать «Ты так хорошо сегодня позанимался». Такая похвала будет и по заслугам, и не загонит ребенка на «пьедестал умницы», с которого потом будет очень страшно падать.
На злоупотребляйте похвалой без повода. Попрыгала под музыку – вырастет балериной, начиркал в папином ежедневнике – ну что за художник! Многие родители хвалят детей буквально за все. Но рано или поздно ребенку приходится вливаться в социум, где никто не горит желанием нахваливать каждый его шаг. В результате его самооценка начинает таять на глазах. Такие дети часто вырастают неуверенными в себе и застенчивыми.