Зависимость от гаджетов: как отучить ребенка

07.02.2022 19:08
Обновлено: 08.04.2023 05:16

Технологии окружают нас повсюду, и наши дети растут в совершенно другом мире, нежели тот, в котором росли мы.

Есть даже термин «скринэйджер» (от англ. screen «экран» и teenager «подросток»): так говорят о современном поколении детей, которые не могут представить свою жизнь без гаджетов.

Кроме того, медики говорят о существовании так называемой экранной зависимости.

Если вы когда-нибудь обращали внимание, что стоит вам спрятать в карман телефон, вы тут же начинаете смотреть на часы на руке или искать глазами любой другой экран с информацией, то это оно. Так что зависимости от гаджетов подвержены далеко не только дети.

О том, что делать с детской зависимостью, рассказывает эксперт по онлайн-обучению домашней школы «ИнтернетУрок» Ксения Марсова.

дети
Фото: Pixabay

Предпосылки

По данным исследований, на которые ссылается Роспотребнадзор, подростки проводят в среднем до 9 часов в день у экранов. Социальные сети, информационно-развлекательные сервисы, игры, органайзеры и, конечно же, учеба — всё это неразрывно связано с экранами компьютеров, смартфонов и ТВ. Развитие экранной зависимости в таких условиях практически неизбежно.

Польза и вред от гаджетов 

Выбор гаджетов для школьников очень широк: планшеты и смартфоны, браслеты и часы, колонки и говорящие игрушки.

О пользе можно говорить очень долго: это и постоянная связь с социумом, и огромные образовательные возможности, и всевозможные плюсы от конкретных функций, как, например, организация распорядка дня или отслеживание геолокации. Что говорить — интернет стал окном в мир, Глобальной паутиной и дал такие возможности, о каких трудно было мечтать ещё 50 лет назад.

Поговорим о потенциальных рисках злоупотребления гаджетами:

  1. Отвлекают от учебы и саморазвития. Особенно если под рукой такие соблазны, как игры и затягивающие соцсети. Здесь помогут такие гибкие навыки, как тайм-менеджмент и способность к концентрации.
  2. Вредят зрению и осанке. Поэтому так важно правильно организовать рабочее время и пространство, периодически делать упражнения для глаз и тела, разминаться. 
  3. Влияют на психику. Крайнюю степень интернет-зависимости специалисты склонны классифицировать как разновидность обсессивно-компульсивного расстройства. Но, поверьте, это редкий случай, и если ребёнок просто проводит много времени с гаджетами, то само по себе это не служит поводом бить тревогу и обращаться к специалистам. А вот одно из частых последствий экранной зависимости — неспособность воспринимать большие порции сложной информации. По-другому это ещё называют клиповым мышлением. Вот почему «ТикТок» так востребован! 

Как отучить… или научить? 

Прежде всего, бесполезно бороться с прогрессом. Скорее, лучше обернуть его себе на пользу. Ведь сами по себе технологии вреда не несут. Так же безвреден молоток — им можно забивать гвозди или случайно попасть себе по пальцу. Поэтому главное — не отучить детей от гаджетов, а научить их извлекать для себя пользу и знать меру.

Общение

Для начала нужно разобраться, почему ребёнок так много времени проводит за компьютером или со смартфоном. Может быть, у него там важное для него увлечение? Общение со значимыми близкими друзьями? И даже фильмы, сериалы и игры — это не только про развлечения, это возможность проживать всевозможные ситуации вместе с героями, развивать свой эмоциональный интеллект. А если фильм или сериал хороший, то почему бы не посмотреть его вместе и обсудить? 

Совместный поиск решения. Если вы заметили наличие проблемы, то это ещё не значит, что проблема существует для ребёнка. Поэтому нужно выйти на диалог и объяснить, что и, главное, почему вас беспокоит, какие реальные последствия могут быть.

И следующим шагом вам нужно именно совместными усилиями придумать, как с проблемой бороться. Если ребёнок примет в составлении плана непосредственное участие, он будет ощущать свою ответственность и собственный контроль над ситуацией вместо принуждения и беспомощности в случае жестких мер и наказаний.  

Польза

Покажите ребёнку светлую сторону интернета: приложения для самоорганизации и тайм-менеджмента, для изучения языков и правил ПДД, для спорта и здорового образа жизни, образовательные ресурсы с видеоуроками и тестами по школьной программе, интерактивные курсы. Все это может быть не только полезно, но и интересно. Тогда вы будете спокойнее, зная, что ребёнок не просто залипает в экран и тратит время впустую.

Альтернативы

Подскажите и предложите, чем ещё можно занять своё свободное время вместо гаджета. Может быть, самое время завести хобби? От рисования до танцев, от игры на гитаре до конной езды — все зависит от склонностей и возможностей. Совместное времяпрепровождение с семьей, родственниками и друзьями — тоже отличный вариант. Выбирайтесь в парки и усадьбы, в кино и кафе, в зоопарки и музеи. 

Эмпатия

Обратите внимание, какой пример подаёте вы сами и как вы проводите свой досуг. Если родители сами проводят вечера у экрана телевизора, то как можно ругать ребёнка за злоупотребление смартфоном? Возможно, вам всем вместе стоит пересмотреть свой отдых — например, поиграть в настолки. 

Зависимость от гаджетов можно рассматривать как тревожную тенденцию времени или новую реальность, с которой нам предстоит иметь дело отныне и навсегда. Какие воспитательные методы выбирать — дело каждой семьи и зависит от характера родителей и детей. Но ограничения и скандалы, как правило, приведут к конфликтам и непониманию.

В любом случае, чтобы грамотно пользоваться преимуществами современных технологий, детям пригодится уверенная рука зрелых и понимающих взрослых людей.

Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Предпосылки
  2. Польза и вред от гаджетов 
  3. Поговорим о потенциальных рисках злоупотребления гаджетами:
  4. Как отучить… или научить? 
  5. Общение
  6. Польза
  7. Альтернативы
  8. Эмпатия