Научные сотрудники из Калифорнийского университета в Ирвайне под руководством Марко Мирони смогли разгадать главный секрет легендарной утраченной картины Да Винчи.
У академиков получилось построить детальную виртуальную модель освещения на картине Леонардо да Винчи «Спаситель мира», а также нашли объяснение, почему одежда видна через державу практически без искажений, хотя некоторые специалисты называли такое изображение нереалистичным.
Результаты проведенного исследования натолкнули экспертов на мысль: если в левой руке Иисуса находится тонкостенная сфера, а не сплошной шар, то картина нарисована правильно.
Напомним, что «Спаситель мира» — это один из канонических иконографических образов Иисуса, на котором он нарисован фронтально.
Правая рука поднята в благословляющем жесте, а в левой руке он держит шар из хрусталя (державу), который означает его покровительство над всем живым.
Есть множество разных вариаций данного сюжета: на некоторых картинах держава не увенчана крестом, а порой вместо нее находится глобус или она пустая.
Картина была создана художником примерно в 1500 году. Всего кисти да Винчи принадлежит, как считается в истории, не более 20 дошедших до нас картин, при этом авторство некоторых даже не подтверждено.
Изображение «Спаситель мира» вызывает особый интерес, поскольку неоднократно считалось потерянным, однако вновь и вновь находилось, а консенсус относительно его создания сложился совсем недавно.
Три года назад картину продали за рекордную сумму — 450 миллионов долларов, что присвоило ей статус самого дорогого произведения искусства, которое когда-либо выставляли на аукцион.
Главной гипотезой экспертов, оспаривающих авторство да Винчи, являлись особенности изображения державы в виде прозрачного шарообразного объекта.
В то время, когда рисовалась картина, да Винчи увлекался оптикой, поэтому не мог допустить ошибки — на картине отражение стеклянного шара не соответствует реальности.
Ученые создали трехмерную компьютерную модель и проверили, как держава с различными оптическими свойствами будет деформировать картину.
В итоге было установлено, что полая сфера, диаметр которой равен 6,8 сантиметра, а толщина стенок — 1,3 миллиметра, отлично воспроизводит показанное на картине.
Теория о полой державе выдвигается не впервые, однако столь подробный анализ с определением конкретных параметров ранее академиками не проводился.
Кроме того, было доказано: когда картину создавали, автор точно учитывал многие параметры, например, освещение, расстояние между державой и телом, расположение точки наблюдения.
Помимо прочего, научные сотрудники воспроизвели искажение ладони при удерживании весомого гладкого предмета.
Как выяснилось, фигура освещена ярким светом сверху, а с другой стороны на нее падает диффузный свет, предмет отстает от тела на 25 см, а от точки наблюдения — на 90 см.
Отмечается, что сквозь хрустальный шар видно сразу пять складок: 4 смыкаются в центре круга и не имеют каких-либо разрывов на границе, а расположение пятой отличается, из-за чего в виртуальной модели она оказывается с разрывом.
Художник изобразил данную часть размыто, что говорит о том, что он был в курсе особенностей лучепреломления в данном месте.
Фото: Pixabay