«Доченька, мне всего одну остановку до поликлиники». Бывший контролер о штрафах и отношении пассажиров в Минске

13.08.2019 07:45

Современному человеку характерно постоянно находиться в пути. И если кто-то имеет возможность воспользоваться личным авто, то кому-то приходится довольствоваться услугами общественного транспорта.

Порой даже самые заядлые водители отдают предпочтение метро, делая ставку на его скорость и отсутствие пробок. А когда никуда не спешишь и до места назначения ходит автобус, то неволей решаешь сэкономить на бензине, выбрав вариант в виде наземного транспорта.

Действительно, заплати 65 копеек за талончик и катайся по городу на здоровье. Но не все минчане привыкли добросовестно оплачивать проезд, и периодически пополняют ряды безбилетников. Только вот часто, как принято называть, "зайцев", ловят контролеры, и штрафы выписывают такие, что на поездок двадцать пять точно бы хватило. А стоит ли вообще нервов этот неоплаченный проезд? Купив талончик, удастся сохранить не только нервы, но и остаться без лишних проблем в виде штрафов.

С 1 января 2019 года за безбилетный проезд пассажир будет наказан штрафом в размере:

от 12,75 до 25,5 бел. руб. – за безбилетный проезд в городском транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро (прохождение турникета без оплаты), маршрутки, поезда городских линий);

«Доченька, мне всего одну остановку до поликлиники». Бывший контролер  о штрафах и отношении пассажиров в Минске

17,85 бел. руб. – за безбилетный проезд в пригородном транспорте (поезда региональных линий, автобусы и маршрутные такси пригородного сообщения);

25,5 бел. руб. – за безбилетный проезд в междугородном транспорте (поезда межрегиональных и международных линий, автобусы и маршрутные такси междугородного сообщения).

Кроме того, помимо штрафа пассажир обязуется оплатить и проезд.

Штраф полагается в том случае, если пассажир:

– Без оплаты совершает поездку в общественном транспорте;

– Билет не соответствует определенному виду транспорта (талончик для трамвая пробит в троллейбусе);

– Отсутствие на талончике отметки валидатора или компостера;

– Отсутствие документа, подтверждающего право на бесплатный проезд.

Наша героиня, Анастасия, 19 лет. Девушка родом из Столина, но уже несколько лет проживает в Минске. Сейчас Анастасия учится на 3 курсе по специальности экономист-менеджер.

Кем только не мечтала быть в детстве девушка: и учителем начальных классов, и переводчиком, но только сложилось все довольно непредсказуемо.

– Никогда бы не подумала, что буду работать контролером. В этом году в моем университете сократили семестр из-за II Европейских игр и сессия выпала на май. Получилось, что каникулы растянулись на три месяца. Это, конечно, хорошо, можно отдохнуть, но все-таки времени очень много и поэтому решила найти работу.

На дверях моего общежития висело объявление с информацией о наборе студентов в стройотряд. Привлекло обещание о предоставлении общежития. Предложила своим одногруппницам, и вскоре мы отправились устраиваться. Когда уже пришли, узнали, что места остались только в Минсктрансе. Была не была – решили соглашаться.

Я очень мягкий человек, поэтому возникало много сомнений насчет того, смогу ли я осилить работу. От себя скажу так: нужно быть очень стрессоустойчивым человеком. За день на тебя выливается очень много негатива, так что без твердого характера – никак.

Анастасия признается, что во время учебы сама не всегда оплачивала проезд.

– Иногда приходилось экономить, и поэтому талончик не всегда пробивала. Мне повезло – штрафов не получала. Но к контролерам всегда относилась нормально, ведь они всего лишь выполняют свои обязанности.

Попав в коллектив, девушка кардинально поменяла представление о контролерах.

– Я попала в очень дружный коллектив. Это обычные люди, для которых это занятие служит основным заработком. Работать в этой сфере очень тяжело как физически, так и морально.

Первая смена длится с 06:00 утра и до 15:00 дня, вторая – с 13:00 и до 22:00 вечера. Стоит отметить, что постоянно ведется аудио- и видеозапись.

Многие ошибочно полагают, что в день контролеры штрафуют не один десяток нарушителей.

– Бывали дни, что и никого не ловили – каждый раз по-разному. В среднем выходило по 5 человек за смену.

В силу возраста не все всерьез воспринимали Анастасию.

– Попадалось очень много безбилетников в возрасте. Многие относились ко мне несерьезно. Бабушки часто говорили «Доченька, мне всего одну остановку до поликлиники, можно я проеду?» Спорить со взрослым в принципе неловко, а тут еще такие ситуации.

Многие делали вид, что не слышат мою просьбу предъявить оплату за проезд. Кто-то отворачивался, кто-то просто выходил. Иногда могли купить билет и попросить пробить. Самое тяжелое все-таки – старики.

Все безбилетники по-разному реагируют: могут сразу сознаться, могут начать гневно спорить, хотя я с ними совершенно спокойно разговариваю. Часто, увидев меня, убегали к первой двери и уже на остановке выходили. Смешно, когда только от одного вида контролера битком набитый автобус сразу пустел.

Как-то захожу в салон, а ко мне подходит девушка и дает в руки паспорт с деньгами. Я растерялась, не поняла в чем дело, а она говорит «Проезд не оплатила».

Еще один смешной случай: китаец показывает пять пробитых талончиков. Оказывается, он думал, что за каждую остановку надо платить.

Бывало, что вместе с нами выходили люди и начинали уговаривать немедленно уволиться. Говорили, что, вот, вы такие красивые, лучше в любовь идите играть, пока молодые.

Сумма зарплаты контролера зависит от количества пойманных нарушителей.

– Все не так просто: насколько я помню, есть базовый оклад, а остальная часть напрямую зависит от того, сколько словишь безбилетников. Чем больше словил, тем больше получил. При этом нужно выполнять месячный план – выписать как минимум 60 штрафов.

Теперь Анастасия всегда оплачивает проезд.

– После работы в Минсктрансе я поняла, что лучше оплачу проезд, но буду ехать всю дорогу спокойно, чем неловко себя чувствовать и с большой вероятностью получу штраф.

Виктория Черевако

Фото: © Белновости

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса