Айтишник и без образования. «Корочка» нужна не всегда

29.10.2019 21:00

Тема про работу в IT-сфере в последнее время является одной из самых обсуждаемых.

Правда ли, что для того, чтобы стать IT-шником, нужно обладать определенным складом ума и потратить несколько лет на обучение? Или возможно самому обучиться и найти работу, стоит только сильно захотеть этого?

Владиславу 23 года, и год назад он решил стать веб-разработчиком, не имея полного высшего образования. Он рассказал о карьере "с нуля", и о том, какие сложности могут возникнуть на пути становления IT-специалиста.

Чем Вы занимались до того, как решили стать веб-разработчиком?

Айтишник и без образования. «Корочка» нужна не всегда

– Сразу после школы я поступил в БГУИР на ФИТУ (факультет информационных технологий и управления, – прим.ред). Я не горел идеей войти в IT-сферу. Меня отдали туда родители, потому что это направление было популярно, а я хорошо разбирался в точных науках. Моя специальность была связана с программированием станков на заводе.

В универ я ходил без особого желания и понимания, зачем мне это надо. На первых курсах мы почему-то изучали химию, белорусский язык, физкультуру. Я совершенно не понимал, зачем будущим программистам сдавать зачет по прыжкам через перекладину.

Грубо говоря, я будто снова учился в школе, но теперь никто не стоял надо мной с указкой. В плане самостоятельности я был предоставлен сам себе, чем я и пользовался, прогуливая пары: мне хотелось развлекаться и бездельничать.

Три года я пытался не бросить учебу, даже перевелся с дневного на заочное, но потом все-таки ушел из университета.

По мере взросления возникла потребность зарабатывать деньги. Я сменил много работ: мерчендайзер, бариста, продавец музыкальных дисков.

Я провел два года, получая по 500-600 рублей в месяц, которых едва хватало на жизнь. Меня это не устраивало. Больше половины времени приходилось тратить на рабочие смены, не испытывая никакого интереса к тому, чем я занимался. Пришло осознание того, что время уходит впустую. Нужно было искать что-то стоящее.

Тогда я решил уволиться с работы, затянуть потуже пояс, в краткие сроки обучиться на верстальщика, пройти курсы и начать работать в IT-сфере.

Почему Вы решили пойти на курсы, а не восстановиться в университете?

– Я считаю, что престижность высшего образования для IT-сферы в нашей стране сильно переоценена. За пять лет учебы система предлагает знания, которые можно освоить в разы быстрее.

Единственный плюс университета в том, что многие IT-компании дают возможность студентам 2-3 курсов проходить у них стажировку. Но, если человек идет учиться для галочки или чтобы родители были довольны, то никакой пользы от высшего образования не будет. Чтобы обучение в университете было полезным, нужно искать варианты, где можно пройти стажировку или работать на полставки, не дожидаясь диплома.

Можно искать первую работу, выбирая из больших компаний, вроде Epam или ITransition. Они принимают студентов со знаниями азов программирования, и дальше обучают под свои проекты.

Как Вы думаете, какой шанс у обычного студента получить возможность работать в таких компаниях?

– Я думаю, больше 50 % учеников смогут устроиться в такие компании. Но только при условии, что они будут действительно хорошо учиться. Не просто слушать лекторов, а заниматься дома и пробовать писать код в свободное время.

Я считаю, что диплом нужен для галочки. На собеседовании работодателю важны твои знания и практические навыки.

После неудачного опыта учебы в университете, что сподвигло Вас вернуться в IT-сферу?

– Во-первых – деньги. Я считаю, что IT-сфера – достаточно быстрый и надежный способ начать достойно зарабатывать. Пока у меня нет денег, я мало что могу сделать. Любое дело или хобби требуют вложений, а при средней зарплате, за которую я работал, ни о каких накоплениях и речи быть не может.

Во-вторых, я хотел прийти к тому, чтобы меня увлекало то, чем я зарабатываю деньги. Я хотел не замечать времени, которое провожу на рабочем месте.

Я занимаюсь версткой сайтов. Сначала это может показаться неинтересным, но как только у тебя получается написать свою первую, пусть даже не самую сложную страницу из пары картинок и текста, то понимаешь: а ведь не так уж это и сложно.

От успеха появляется и мотивация, плюс немаловажную роль играет визуализация труда: результат твоей работы можно сразу наблюдать на экране, в отличие от большинства языков программирования.

Сначала я изучил базовые теги HTML, потом в ход пошли таблицы стилей CSS, после я приступил к изучению JavaScript, а затем – практика и еще раз практика. Чем дальше, тем интереснее становилось учиться.

Интернет сейчас дарит огромный потенциал для самообучения любому человеку, не требуя даже выхода из дома. Чем я и стал активно пользоваться, отложив на дальнюю полку сериалы и социальные сети.

Какие еще преимущества дают курсы, помимо быстрого обучения?

– Курсы дали мне мотивационный пинок. Надо понимать: когда ты только начинаешь учиться, сложно понять, за что хвататься.

Я не мог не испытывать ужаса, глядя в первый раз на внушительный список навыков, которым мне предстояло обучиться. Конечно, хотелось иметь под рукой человека, способного помочь и направить. 

Я отдал за курсы большую сумму денег, и стал относиться к обучению более ответственно. Когда я хотел все бросить, то вспоминал, что учеба требовала вложений, и брал себя в руки, потому что мне не хотелось, чтобы эти деньги “сгорели”.

Курс для начинающих стоил 900 рублей за 2,5 месяца обучения (занятия были по 3 часа, 2 раза в неделю). Но в обучении на курсах кроется подвох: ты платишь за курсы для начинающих, тебе дают поверхностные базовые знания и предлагают пройти еще один курс, более углубленный. Если не заниматься дополнительно, то со знаниями из начинающего курса вряд ли можно получить работу.

Все свободное время я тратил на самообучение. И не зря: 80 % знаний я получил, смотря видеоуроки, читая статьи и пробуя писать код дома.

Кстати, на англоязычных ресурсах можно найти намного больше полезной и свежей информации по IT, поэтому знание английского будет большим плюсом при обучении.

После того, как прошла половина занятий, я стал приходить туда для галочки, или если хотел что-то уточнить у преподавателя. Сидя дома, я получил намного больше знаний, и быстро обогнал сокурсников.

Ближе к концу курсов у меня почти не осталось денег, и пришлось найти подработку (не в IT). Времени, которого и так казалось слишком мало, стало еще меньше, из-за чего дипломную работу сдать в срок не представлялось возможным. Диплома я так и не увидел.

Несмотря на это, у меня уже сформировался багаж из знаний и навыков, которых было достаточно для практики. Я выложил заготовку резюме на сайт с вакансиями, чтобы еще поучиться и начать искать работу.

На следующий день мне позвонили из компании, которая занимается проведением мероприятий и конгрессов. Они искали верстальщика, который писал бы им одностраничные сайты для каждого нового события.

На собеседовании меня спросили только о моих навыках и о том, чем я занимался в жизни. Я понимал, что не могу блеснуть опытом работы по специальности, поэтому предложил им: “Давайте я оценю ваши готовые работы и подскажу, как их можно улучшить”. Они заинтересовались, а я в итоге получил работу.

Как Вы думаете, нужен ли какой-то определенный склад ума, чтобы стать успешным в IT-сфере?

– Да нет никаких принципиальных качеств. Я знаю много людей из IT-сферы, и они совершенно разные. Это стереотип, что для работы в IT нужен определенный склад ума, или нужно хорошо знать высшую математику. Полезными навыками для такой работы будут наличие логики и абстрактное мышление. А для того, чтобы успешно обучаться – усидчивость, свободное время и упорство.

Я также не считаю, что с возрастом труднее перейти в эту профессию. Опять-таки, все упирается в желание и настойчивость.

Возраст и то, чем ты раньше занимался – не помеха. Но надо понимать, что первое время в IT не будет баснословного заработка. Но это работа за опыт.

Тем, кто уже построил карьеру, а теперь хочет все бросить и начать работать в IT, нужно быть готовым к тому, что первое время придется работать за опыт и небольшую зарплату. Оклад будет немного выше, чем на работе мерчендайзера, но ниже, чем у людей, которые уже построили карьеру в другой сфере.

Я знал людей, которые хотели перейти в IT, но не смогли смириться с тем, что будут получать зарплату ниже, чем их нынешняя.

Второй стоп-кран – синдром бесконечного обучения. Человек может бояться работать, потому что думает, что у него недостаточно знаний. В таком случае лучше просто приходить и пробовать. В любой компании есть человек, который выступает в роли ментора, направляет и подсказывает.

Кстати, когда мы с ребятами из курсов отмечали конец обучения, я узнал, что я один не сдал дипломную работу. А еще я был единственным из них, кто нашел работу по специальности.

Анна Чигрина

Фото: из личного архива героя и © Белновости

Автор: Вика Черевако Редактор интернет-ресурса