Конституция Республики Беларусь – гарант права граждан на доступ к информации (к 25-летию со дня принятия)

19.03.2019 11:19
Обновлено: 16.12.2022 18:27

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества.

С. Джонсон

В условиях динамичного развития общества и глобализации функционирование современного социального правового государства невозможно без Конституции.

Конституция является основным законом каждой страны, гарантирующим фундаментальные права и свободы человека, обеспечивающим законность и правопорядок, создающим условия для успешной жизнедеятельности общества. На основе данного документа формируется целостная правовая система, определяется статус государства, его конституционный строй, устанавливаются зона ответственности и компетенция, в том числе в сфере нормотворчества, органов государственной власти.

Конституция Республики Беларусь – гарант права граждан на доступ к информации (к 25-летию со дня принятия)

15 марта в нашем государстве ежегодно отмечается День Конституции Республики Беларусь, который является государственным праздником и стал знаменательной датой, значимой для каждого белоруса. В нынешнем году Основному Закону республики исполняется 25 лет со дня принятия.

В настоящее время в Беларуси действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., в которой закреплено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством, обладающим верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющим внутреннюю и внешнюю политику. При этом высшей ценностью и целью общества и государства признаны человек, его права, свободы и гарантии их реализации, а также установлен принцип верховенства права.

Наряду с такими важнейшими конституционными правами граждан, как право на жизнь, образование, труд, свободу, неприкосновенность и достоинство личности, судебную защиту, юридическую помощь, особое место занимает право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Ведь как сказал известный английский государственный деятель XIX века Бенджамин Дизраэли: «Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией». Неотъемлемым элементом таких необходимых знаний является правовая информация, которую составляет не только законодательство, но и судебные решения, а также аналитические материалы, посвященные вопросам правоприменения в разнообразных сферах жизнедеятельности общества.

Существенную роль в реализации конституционного права граждан на доступ к информации играет Национальный центр правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ), созданный по решению Главы государства в 1997 году и являющийся государственной организацией, имеющей статус научно-практического учреждения. Основными задачами, выполняемыми НЦПИ, являются прежде всего осуществление сбора всех правовых актов, принимаемых в стране, их юридической обработки, систематизации, официального опубликования, включения в государственный банк данных правовой информации, а также предоставление доступа всем заинтересованным к законодательным актам и иным материалам, связанным с правом.

При этом организовано прямое взаимодействие с государственными органами, перечисленные процессы полностью автоматизированы, официальное опубликование правовых актов осуществляется только в электронном виде на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь (www.pravo.by). Кроме того, созданы и успешно функционируют специализированные ресурсы, например, такие как Правовой форум Беларуси (www.forumpravo.by), представляющий собой интерактивную площадку для публичного обсуждения проектов актов законодательства, Детский правовой сайт (www.mir.pravo.by), предназначенный для детей, подростков, их родителей и педагогических работников, разработаны информационно-поисковые системы для профессиональных и начинающих юристов.

Безусловно, за более чем 20-летнюю историю развития НЦПИ пройден большой путь по созданию в Беларуси эффективной государственной системы, обеспечивающей в том числе общедоступность информации о праве. Ключевое место в данной системе занимают центры правовой информации, являющиеся своего рода пунктами свободного доступа к законодательству, судебным решениям, материалам правоприменительного характера (научно-практические статьи, комментарии, разъяснения).

На сегодня сформирована обширная сеть из более чем 700 центров, функционирующих в каждом регионе Республики Беларусь и за ее пределами. Посетить данные центры и воспользоваться предлагаемыми услугами на безвозмездной основе могут все заинтересованные граждане независимо от профессии, статуса, социального положения, возраста.

В рамках осуществления деятельности по созданию и развитию центров правовой информации НЦПИ сформирована юридическая основа их функционирования, в частности, разработано Положение, отражающее цели создания центров, их задачи и функции, порядок деятельности. Первостепенным назначением центров является повышение правовой информированности, правовой и информационной культуры их посетителей и предоставление доступа к полному, актуальному, достоверному законодательству.

Все центры имеют развитую ресурсную базу, основу которой составляют информационно-поисковая система «ЭТАЛОН», Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, Детский правовой сайт, печатные издания правовой тематики. С учетом темпов развития современных информационных технологий для повышения оперативности и упрощения доступа к правовой информации некоторые центры также оснащены информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН-ONLINE», функционирующей в сети Интернет.

В Республике Беларусь деятельность по созданию и развитию центров доступа к законодательству сосредоточена преимущественно в сфере образования, оказания информационных и юридических услуг.

На данный момент действуют более 600 центров на базе публичных библиотек, 9 – в учреждениях образования, 7 – на базе специализированных юридических консультаций, 58 – в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. При этом первые прототипы таких центров появились в стране уже в 1999 году.

Основываясь на результатах деятельности центров в республике, а также осознавая важность обеспечения доступности правовой информации и для белорусских соотечественников, проживающих за границей, НЦПИ активно проводится работа по созданию центров доступа к законодательству и в зарубежных странах.

На данном этапе функционируют 30 таких центров в 16 государствах. Первый из них был организован в Польше в 2012 году, за 2018 год открыто 8 центров. География их размещения довольно широка: они создаются как в странах постсоветского пространства (Россия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина), так и в государствах Европы (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Франция, Чехия). Учитывая динамично развивающееся взаимодействие Беларуси и Китая, центры доступа созданы и в этой стране. В перспективе планируется рассмотрение вопроса об открытии центров совместно с международными организациями.

Как правило, центры доступа к законодательству за рубежом создаются в университетах, библиотеках, на базе информационно-культурных центров, в посольствах и консульствах, торгово-промышленных палатах. За правовой информацией обращаются студенты, которые изучают право и в дальнейшем могут принять активное участие в развитии двусторонних торгово-экономических, культурных, научных отношений с Республикой Беларусь, представители белорусской диаспоры, научные работники, занимающиеся исследованиями в сфере права и частные лица, которым требуется тот или иной правовой акт.

Также центры правовой информации востребованы среди коммерческих компаний и фирм, которые ведут или планируют вести бизнес в Беларуси, для получения общего представления о бизнес-климате и поиска определенных актов законодательства.

Кроме того, стоит отметить, что центры могут служить площадкой для проведения различных мероприятий, посвященных актуальным правовым вопросам (круглые столы, семинары, форумы и т. д.). Организация подобных мероприятий, а также участие в них представителей деловых кругов и международных экспертов позволяет повысить уровень знаний, понимания и практики применения законодательства иностранных государств в различных сферах деятельности, что безусловно способствует более эффективному дальнейшему взаимодействию.

Важным аспектом функционирования центров правовой информации за рубежом является их направленность не только на предоставление доступа к законодательству, но и на развитие международного сотрудничества в сфере информационно-правового обмена, что позволяет изучить зарубежный опыт реализации права граждан на доступ к информации, формирования единой правовой системы в государстве с учетом развития информационного общества.

В итоге все вышесказанное позволяет заключить, что центры доступа к правовой информации являются значимым вкладом НЦПИ в дело обеспечения конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации, в том числе правовой, а деятельность центров, создаваемых за рубежом, демонстрирует, что Беларусь – открытое государство. Это укрепляет имидж нашей республики на международной арене как страны, готовой к сотрудничеству, и вместе с тем имеет четко выраженный практический эффект: доступ к законодательству могут получить все желающие совершенно свободно.

По информации Национального правового

Интернет-портала Республики Беларусь

Фото: © Белновости

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса