Почему ЕГЭ вызывает у детей столько страхов и как это сказывается на результатах?
16.05.2022 11:23
Обновлено: 09.04.2023 07:17
Надо понимать, что сильный стресс перед ЕГЭ объясняется и тем, что ребята впервые сталкиваются с ситуацией, когда они полностью несут ответственность за результат.
Поэтому и родителям, и учителям нельзя обесценивать стресс ребят перед этим самым первым в жизни испытанием.
Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:
По некоторым данным, 52 % студентов перед тестами испытывает страх и тревожность. Этот стресс вовсе не безобиден ― он снижает самооценку, мешает концентрироваться на учебе и влияет на память. Для того чтобы прийти к высоким результатам на экзамене, нужно хорошо понимать структуру экзаменов, что именно тебя спрашивают, понимать требования к обновлению заданий и понимать, что можно, что нельзя, и хорошо поработать со стрессом.
Потому что это очень стрессовая штука, тебя загоняют в помещение, в незнакомую школу, незнакомые люди вокруг тебя, камера над тобой, смотрящий, ничего с собой нельзя - очень стрессово для детей. Но поскольку мы понимаем, что ЕГЭ — это просто форма проверки знаний, то важно это сразу говорить детям. Заполнять пробелы и осваивать программу — это не единственное, что нужно для подготовки к ЕГЭ.
С другой стороны, важно помнить что сами знания с пустого места не берутся. И если, условно, только работать со стрессом, познакомиться со структурой, потренироваться в заполнении бланков и изучить правила проверки можно за месяц-два до экзамена, то набор знаний за 1-2 месяца точно не получишь.
Это очень важно понимать, что родителям, что детям. Потому так важно учиться в течение всего школьного цикла, чтобы не было эффекта снежного кома, когда один пробел в знаниях влечет за собой новый, и к экзаменам ученик подходит с огромным багажом неизученного материала. Стоит со средней школы уже задуматься и начать заполнять пробелы школьной программы, учить новые темы, работать над новыми знаниями, а уже к самой подготовке подойти позже. Конечно, чем раньше, тем лучше, с точки зрения работы над стрессоустойчивостью.
Важно работать над кривой забывания — есть кривая забывания у детей и взрослых, даже если два года назад все отлично знал, но не вспоминал, это знание канет в небытие. Это тоже важно помнить: чем чаще ты возвращаешься к тем или иным знаниям, тем медленнее ты их потом начинаешь забывать и тем проще тебе что-то вспомнить или нарастить какие-то знания в итоге.
Анастасия Екушевская, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, психолог:
Шпаргалка в кармане может быть хорошим психологическим приемом. Главное - не поддаться на соблазн и не залезть в эти шпаргалки на экзамене, а то обнуление результатов гарантировано. Наличие такой памятки в кармашке психологически придает сил. Но особенно важно, чтобы памятка была ручной, написана рукой, а не на компьютере. Тогда ты вспоминаешь как ты ее писал, что за чем следует - работает фиксация в памяти.
А вот суеверия могут больше помешать, чем помочь. Если зацикливаться на том, что условная “черная кошка, перешедшая дорогу”обещает провал, то во всем будешь видеть преграды. С другой стороны, если есть какие-то собственные ритуалы, которые придают сил и уверенности, то не вижу ничего плохого в том, чтобы их использовать на пользу себе.
Для родителей
Ольга Лаврентьева, глава академического блока онлайн-школы для детей и подростков Skysmart:
Моя идеальная жизненная позиция и цель работы в нашей онлайн-школе — чтобы никакому ребенку не приходилось нанимать репетитора. Чтобы процедура образовательная строилась таким образом, чтобы репетитор не закрывал пробелы, которые недодали в школе — это должна делать сама школа, — а делал твои знания глубже, шире. Это как раз цель дополнительного образования.
Зависит на самом деле от преподавателей. У меня была в школе преподаватель, очень пожилая женщина. Она работала преподавателем больше 40 лет. У неё была такая тетрадочка, по которой нас вела, там условно она для себя за много лет структурировала идеальный подход, через какие задания, через что ребенок точно научиться такому-то блоку заданий из математики. Она нам в жизни не давала заданий из ЕГЭ вообще , она просто шла с нами по своей книжечке, вот то, как она считает правильным учить детей математике. Но когда мы пришли первый раз на пробник, мы сдали на раз-два. Нам просто рассказали пару раз, как устроен экзамен, как оформлять задание, как оформлять решение, что прописывать.
Блок с предметными знаниями не должен фокусироваться чисто на документы ФИПИ, он должен фокусироваться на них в формате, какие знания и умения ты должен иметь к выходу из школы. А уже каждый преподаватель выстраивает программу сам.
Те школы, которые фокусируется на решении заданий, не дают предметного знания, они как раз работают со стрессоустойчивостью, с набиванием руки, это тоже важно. Но если у тебя предметного знания нет, тебе просто решение заданий ОГЭ, ЕГЭ не поможет со сдачей ЕГЭ.
Например, чуть меняется формулировка задания — и у детей ступор, они не понимают, что с этим делать. Хотя по факту знания проверяются те же самые. Поэтому, если мы говорим про школу, в первую очередь задача школы дать грамотные предметные знания для ребёнка и логику. Очень важен практико-применительный подход, потому что он обуславливает, как на практике применяются предметные знания. Если ребенок осознает, для чего он учит тот или иной предмет, делает то или иное упражнение, смена формулировки в задании не фрустрирует его.
Например, найди такие размеры прямоугольника, периметр 16, у которого площадь будет максимальная. Эта формулировка из ОГЭ, а по факту нужно квадратную функцию сделать, квадратное уравнение решить. Но если ребёнок до этого решал только квадратные уравнения и не знал, для чего это нужно, он не поймет, что от него требуется в задании. А ведь знания как раз и нужны для жизни, а не для ЕГЭ.
Анастасия Екушевская, академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart, психолог:
Сильный стресс и длительное состояние тревоги действительно доводит иногда до психологических проблем. В своей практике я встречала старшеклассников, которым требовалась помощь специалиста после неудачного прохождения ЕГЭ. И в нашей школе мы часто наблюдаем такие расстройства на примере школьников, которые обращаются к нам для подготовки к ЕГЭ.
Дети сильно подавлены и стрессуют, и это, конечно, сказывается и на уровне успеваемости, и на общении с родителями, и на общем психологическом состоянии. В феврале мы провели опрос среди порядка 1,5 тыс. старшеклассников России, и 21 % из них отметил сильную тревогу по поводу ЕГЭ. Справляются все по-разному: проводят время с друзьями и близкими, обращаются к репетиторам и онлайн-учителям.
Безусловно, важно проходить «пробники», углублять и укреплять знания перед экзаменом, это дает уверенность, что снимает часть психологического напряжения. Но игнорировать фактор стресса нельзя. Дети менее устойчивы к стрессам, чем взрослые, потому желательно уже с 9 класса начинать морально готовить ребенка к этому испытанию, чтобы потом не столкнуться с серьезными проблемами.