Кто из нас в детстве не мечтал научиться играть на музыкальном инструменте? Самые целеустремленные даже шли ради этого в музыкальную школу, где целиком и полностью погружались в творческую атмосферу.
А задумывались ли вы о том, как проходят будни учителей, работающих в данных учреждениях?
Для того чтобы это узнать, мы пообщались с Анастасией, которая преподает фортепиано в музыкальной школе городского поселка Большая Берестовица, а также в Олекшицах.
Как рассказала Настя, там она работает уже шестой год.
— Я наконец-то уже не молодой специалист. Попала сюда по распределению: училась в колледже по целевому направлению и потом вернулась на родину. В принципе, я так и хотела. Когда берешь направление — это естественно, что после выпуска отправляют туда, откуда ты родом.
Как педагог, я занимаюсь приобщением детей к эстетическому развитию, их воспитанием и обучением, также работаю с родителями.
Кроме того, в мои обязанности входит организация концертов, родительских собраний, методических заседаний, лекций, открытых уроков. Также у меня есть несколько часов концертмейстером.
По словам девушки, работа с детьми не вызывает у нее никаких серьезных затруднений.
— С детьми работать не тяжело, мне с ними очень даже интересно. Конечно, бывают и некоторые проблемы.
Например, иногда дети приходят неподготовленными к уроку. Но я понимаю, что у них очень большая нагрузка в школе. Они заняты и там, и тут, выматываются, у них не остается сил.
Когда сдаем какие-то технические зачеты, экзамены или готовимся к концерту, я просто приглашаю их на дополнительное занятие. Они приходят ко мне хотя бы на минут 10-15. Потому что дома им часто не хватает времени, чтобы все проиграть и нормально подготовиться.
Лично для Анастасии основным плюсом работы стал творческий подход, который необходимо применять во время подготовки к занятиям.
— На каждый урок готовишься, как на праздник. Ты приходишь на работу и не знаешь, чего сегодня ожидать. Кто-то тебя, наверное, порадует, кто-то, возможно, нет. Постоянно проводятся какие-то конкурсы, концерты, всегда жизнь кипит, не стоит на месте. Тут работаешь с живыми людьми, с детьми. Это очень интересно, порой даже весело и смешно.
Например, вот случай был. Я тогда первый год отрабатывала и пришла ко мне девочка. Мы же играем подушечками пальцев.
В какой-то момент я смотрю на ее руку, а у нее подушечки все в мелких царапинах. Я говорю: «Саша, в чем дело? Что ты сделала с руками?».
Она мне отвечает: «Анастасия Александровна, представляете, я картошку терлА-терлА, терлА-терлА, она не дотерлАсь, я плюнула и все, больше не терлА». Это слово «терлА» теперь в моем лексиконе очень часто появляется, и все думают, что я какая-то неграмотная. А на самом деле вот такая ситуация была.
А вот среди минусов девушка выделила следующие.
— Основной недостаток заключается в том, что когда ты устаешь, нельзя показывать это ребенку. Если у тебя какие-то проблемы, ты устала, поссорилась с кем-то или просто встревожена — ребенок не должен видеть. Он тебе ничего плохого не сделал. Нужно абстрагироваться от своих проблем и переключиться на ребенка.
Также одним из минусов, наверное, можно считать индивидуальный подход, который должен быть к ребенку. Каждые 45 минут к тебе приходят разные дети и под всех нужно подстраиваться. Это очень тяжело, на самом деле. Но в то же время это и плюс, потому что перед тобой не сидит группа, в которой один ребенок отстает, а второй слишком быстро впитывает информацию.
У нас просто приходит на каждый урок разный ребенок, и ты уже с ним работаешь в нужном темпе. С кем-то можно общаться уже более профессиональным языком, а кому-то приходится объяснять детскими словечками, чтобы ребенок понял.
Ну и лично для меня сложность в том, что надо ходить к 08:30 утра и не показывать детям, что хочу спать.
Как отметила Настя, серьезных казусов за все время работы с ней не случалось.
— Особенно неприятных ситуаций не происходило. Бывает, что дети приходят неподготовленные. Например, ты занимаешься с ребенком и видишь, что он вообще никакой и совсем не может соображать. В таком случае я просто даю какое-то задание, ухожу на пару минут, чтобы не сорваться и не сказать ничего лишнего, не накричать.
Я просто выхожу из кабинета, жду, пока ребенок придет в себя и выучит. Потом возвращаюсь и после этого уже можно продолжать работу.
Была ситуация, когда ко мне пришла девочка и начала играть. Я еще ничего ей не сказала, а она уже поняла, что у нее не получается, и начала плакать. Я с ней разговариваю, спрашиваю: «Что случилось? Почему ты плачешь?». Она говорит: «Мне стыдно за то, что я не выучила». Это так мило было, просто потому что я поняла: ребенку не все равно.
Хотя бывает и такое, когда дети звонят и говорят: «Анастасия Александровна, у меня болит живот, я сегодня не приду». И я понимаю, что они обманывают, но я думаю: «Ладно, хорошо, но потом мы отработаем этот урок».
На вопрос о том, существует ли разница между музыкальными школами, которые находятся в городах, и сельскими, девушка ответила следующим образом.
— В больших городах я никогда не работала, но я думаю, что разница есть. Даже если сравнивать место, где я работаю в филиале, — чувствуется разница. Тут дети больше друг за друга, они всегда вместе, все друг друга знают, как одна большая семья. Мне кажется, в городе такого нет. А тут они все дружат. Даже взрослые ребята спокойно могут общаться с детьми, которые младше.
Еще разница в том, что общеобразовательные школы тут маленькие и дети задействованы во всех кружках, фестивалях и конкурсах. У детей очень большая нагрузка. И это влияет на обучение в музыкальной школе. То у них какие-то репетиции, то какие-то собрания, и из-за этого они пропускают уроки. Мы отрабатываем, конечно. Не всегда получается, но мы стараемся.
Настя отметила, что свою работу она действительно любит.
— Я точно знала, что я буду работать тут три года, а потом как-то втянулась. И могу сказать, что мне здесь нравится.
Самое интересное для меня — это смотреть, как дети развиваются. Непередаваемое чувство, когда к тебе приходит маленький ребенок и только начинает учить ноты, а спустя год-два он начинает играть более серьезные произведения. И потом, уже в пятом-шестом классе, ты замечаешь, как ребенок вырос. Это очень интересно.
Оксана Ровба
Фото: из личного архива героини