Без преувеличения, учитель – одна из самых нужных и ценных профессий в Беларуси.
Отсюда их высокая востребованность на рынке труда республики.
Разве что минусом можно назвать небольшие зарплаты, но этот вопрос относительно не так давно пообещали решить – учителям обещают поднять заработную плату.
Ценность профессии заключается прежде всего в том, что помимо знаний учитель передает подрастающему поколению определенный жизненный опыт.
Он помогает ориентироваться в различных непростых ситуациях и даже в каком-то смысле влияет на выбор подопечным будущей профессии.
По крайней мере, на выбор учеником следующего после школы учебного заведения.
Именно в этом происходит определенное совмещение учителем функций воспитателя и педагога: порой даже в рамках своего предмета он может значительно расширить кругозор ребят, объяснив, например, как и в каких жизненных обстоятельствах им помогут приобретаемые в настоящий момент знания.
Поэтому учитель – эта та профессия, к которой надо иметь призвание. Кроме того, должность подходит лишь тем, кто искренне любит детей и готов потратить на них не только рабочее время.
Еще одной немаловажной особенностью является то, что учитель должен быть «на одной волне» с юношами и девочками, стараться понять каждого из своих учеников, не подходить формально к образовательному процессу, учитывать индивидуальные черты, присущие детям.
И при этом функции воспитателя должны осуществляться настолько ненавязчиво, чтобы ребята не замечали этого. Особенно если речь про подростков, у которых, как известно, возраст отнюдь не самый легкий.
Отсюда вытекает следующая специфика: хороший учитель – это еще и психолог, помогающий ученикам понять самих себя, справиться с негативными эмоциями, научиться адекватно реагировать на неблагоприятные моменты.
Также особенность профессии заключается в том, что именно учитель является тем человеком, кто кроме преподавания предмета стимулирует юные умы к самопознанию, стремлению получать знания, совершенствоваться, созидать, творить.
Немаловажно, когда учитель умеет рассмотреть в ребенке творческие задатки, зернышки таланта, которые будет умело взращивать, пока они не дадут свои плоды.
Не зря говорят, что именно учитель во многих случаях является первооткрывателем талантов (музыка, творчество, наука, спорт, культура, литература и т. д.), но можно также сказать, что учитель – мастер «шлифования» еще не ограненных самородков, обещающих стать блестящими бриллиантами таланта.
Уже из вкратце описанных особенностей профессии видно, что условия работы довольно сложны и чреваты физическим и психологическим утомлением, усталостью, перенапряжением.
Но только от труда учителя зависит, каких специалистов получит страна в будущем, какие таланты засверкают на отечественном творческом и культурном небосводе, а это значит, работа учителя, образно говоря, выковывает будущее страны.
Условия работы, возможно, осложняются тем, что постоянно приходится адаптироваться под новые реалии, как и адаптировать под них существующие методики и модели обучения, а порой – разрабатывать и внедрять на практике новые.
Именно учитель должен прежде всех воспринимать последние веяния (не только в своей профессии), чтобы передавать современные и актуальные знания детям, а не обучаться у них самому.
В последнем случае имеется в виду глобальная компьютеризация и цифровизация, что очень серьезно сказывается на условиях работы учителей, теперь использующих соответствующие технологии, например, при том же дистанционном обучении.
Условие, на которое стоит обратить особое внимание, – работа очень часто изобилует такими опасными «подводными рифами», как стрессы.
Надо быть к этому готовым, а это значит, в любой, даже непредвиденной ситуации адекватно, спокойно, но уверенно реагировать на произошедшее.
Кроме того, на учителя ложится большая ответственность, что требует терпения, выдержки и самообладания.
А еще – проверка тетрадей, составление учебных планов, общение с родителями, внеклассная работа, подготовка к урокам и т. д.
В Беларуси зарплаты учителей сегодня стартуют от минимально возможных 457 рублей и финишируют на отметке 1 100 рублей.
По крайней мере, такие цифры встречаются в тех вакансиях, которые размещены в базе данных государственной службы занятости за последний месяц.
Так, от 457 до 460 рублей учителю предлагает Сморгонский ясли-сад-начальная школа.
Бобруйская городская больница СМП имени В. О. Морзона учителю-дефектологу выпишет 457-458 рублей.
Средняя школа № 2 Бобруйска нанимает учителя на зарплату в размере 457-500 рублей, а СШ № 34 этого же города – на 457-680 рублей.
Чаще всего сегодня учителям предлагают заработную плату в размере от 459 до 776 рублей.
Например, оклад в пределах 457-700 рублей для специалиста приготовила гимназия № 1 Слонима.
Ясли-сад № 3 Городка на полставки зовет учителя-дефектолога. Зарплата – от 550 до 776 рублей.
Гимназия № 4 Гродно учителю предлагает 650 рублей, а Вертелишковская СШ (Гродненский район) – от 580 до 680 рублей.
В эту категорию зарплат входят те, максимальный уровень которых находится на отметке 1 000 рублей. А самая большая достигает 1 100 рублей.
Не из минских работодателей здесь присутствует только СШ № 15 Гродно имени Д. М. Карбышева. Предлагаемый оклад – от 600 до 1 000 рублей.
От 400 до 1 000 рублей – зарплата, предоставляемая СШ № 9 столицы, тогда как СШ № 206 Минска предлагает от 500 до 1 000 рублей.
Средняя школа № 165 Минска обещает учителю ежемесячный оклад в размере от 800 до 1 100 рублей.