Мы пообщались со студентами польского и белорусского медицинских университетов и решили узнали бесценную информацию об их учебе.
Вова Апетёнок учится в Варшаве на провизора, а Настя Свистуленко в БГМУ в Минске на педиатра. Ребята рассказали, сколько платят за общежитие, каков мозг на ощупь и много чего другого.
Общепризнанный факт: учиться в медицинском университете очень трудно, независимо от страны обучения. Во время сессии студентов посещают мысли: «Может, мне отчислиться? Я устал от всего…». Но наши ребята не собираются останавливаться на достигнутом. Несмотря на трудности, они закрыли сессию и теперь заслуженно отдыхают, даже согласились дать нам несколько комментариев.
Для многих молодых людей обучение в Польше является заоблачной мечтой, но так ли трудно на самом деле попасть туда? Вова расскажет, каково переехать в другую страну от родных и друзей ради профессии мечты.
—С 6-го класса я знал, что хочу пойти в медицину. Сначала планировал поступать не в Польшу, а во Францию. Я ходил к репетитору по французскому языку. Но там участились проблемы с эмигрантами, и я начал думать о Польше. Чтобы учиться в Польше бесплатно, мне была нужна карта поляка, я сделал ее в 11-м классе. В это время мы искали репетитора по польскому языку в Молодечно, но никого подходящего найти не могли.
Только благодаря знакомым папы нам достался номер одного репетитора. К слову, она не хотела браться за такую работу, потому что до поступления оставалось полгода, а язык за это время выучить трудно. Я сказал, что если ничего не получится, то это будет моей виной, и она согласилась.
Я учил польский на уроках физкультуры, ходил каждый день на занятия. В мае заметил, что в изучении есть прогресс. Параллельно я готовился к ЦТ — это было страховкой.
Думал, что если у меня не получится поступить в Польшу, то поступлю в Беларусь хоть куда и буду в университете учить польский язык, чтобы все-таки уехать. Я подал документы в Минск на фармацию. В конце июля я поехал в Польшу сдавать экзамены. Было тяжело, потому что не знал польский язык так хорошо. Но в итоге я поступил и сразу же забрал документы из БГМУ.
У Вовы в семье нет медиков, он сам захотел уйти в эту сферу. Говорит, что нигде себя не видел, кроме медицины.
Между тем у Насти была немного другая ситуация. Ее мама — психолог-педагог. Вот что она говорит о выборе профессии:
— Мне была очень интересна тема психологии, но родители были против, считали ее неблагодарной работой. Позже я задумалась о психотерапии, начиталась книг и хотела поступать на бюджет в Гродно. Родители говорили, что лучше попробовать поступить в Минск, но там не было специальности, на которую я хотела.
И вот позади все ЦТ, а я понимаю, что баллов на бюджет совсем не хватает. Я с веселым настроением предлагаю ехать в Гродно, но папа и мама говорят поступать на платное отделение в Минск. За месяц я потратила много нервов, но поступила. Выбрала педиатрический факультет, но сейчас об этом совсем не жалею.
На вопрос, любит ли Настя детей, она ответила с искренней улыбкой: «А почему нет? Они же такие хорошие!».
Многим интересна информация «в цифрах», например, стоимость обучения или же размеры стипендии. Говорят, за границей дорого учиться. Правда ли это?
— Я учусь бесплатно, а обучение в Польше за год стоит приблизительно 10 000 евро. Система поступления на платное отделение отличается от бюджета, подробностей не знаю, — говорит Вова.
В каждом университете бюджетникам выплачивается стипендия, интересно сравнить ее между белорусским и польским вузом. Насте не дается стипендия, но она знает, сколько получают ее сокурсники.
— Самая минимальная стипендия в «меде» 50-60 рублей, средняя —70-80 рублей. Доплачивают старостам, поэтому доходит до ста рублей.
— Мне платят 300 долларов, но с этого года должны повысить, — отвечает Вова.
Оба студента родом из города Молодечно, и поэтому им нужно либо снимать квартиру, либо жить в общежитии. Они выбрали второй вариант. Вова поделился, какие условия в польском общежитии и сколько это все стоит.
— Во-первых, за общежитие я плачу 410 злотых, это чуть больше 100 долларов (на курс, актуальный 07.2019).
Во-вторых, у нас есть бильярд, два телевизионных зала с мешками для сидения и стоят кондиционеры. Есть три больших зала для науки.
Кстати, тренажерного зала нет. В общежитии три этажа. Кухня одна на этаж и общий душ в подвале со шторками.
Настя говорит, что платит за общежитие 10 рублей 20 копеек. В общежитии студентки есть огромный плюс — расположение, оно находится возле Академии наук. Там есть тренажерный зал, в котором кроме гантелей и скакалок ничего нет. «Мне вполне хватало тренировок по баскетболу, они проходили три раза в неделю», — поясняет Настя.
Все говорят, что в медицинском университете трудно учиться. Так в чем же заключаются сложности?
— Очень тяжело в моральном плане, жалко деток. Понимаю, что будет все время тяжело, но с этим нужно жить. Мы уже делали кое-что на практике с детьми.
Например, составляли анамнез, оценивали кожу ребенка и опорно-двигательную систему. А еще я сейчас сплю по 12 часов. Недавно закончилась сессия, но я до сих пор не выспалась.
Очень много информации, которую нужно учить. Сложностей достаточно, но сейчас не вспомню, нужно было спрашивать месяц назад, когда было много завалов, — отзывается Настя.
А сколько длятся пары в белорусском «меде»?
— С 8 утра и до 17:00 примерно мы находимся в университете. Самая короткая пара 1,5 часа, средняя по продолжительности на втором курсе — 3 часа. Между ними есть перерывы.
— В Польше учебный день не такой длинный, как в Беларуси. Примерно с 8 утра до 12 или с 14:00 до 18:00 мы учимся. Много учить нужно самому. Вылететь из вуза легко, если ничего не учить, — говорит Вова.
Учебную жизнь нужно как-то разбавлять. Поэтому в белорусском меде преподаватели могут проводить интерактивные лекции, соцконкурсы и так далее. Такую информацию мы получили от Насти.
— Как-то раз нам нужно было выложить фотографию на тему что-то вроде «Курение в твоей жизни» или «Ты против курения». И вот педиатры в халатах, и с ними ребенок в коляске, а в их руках сигареты. Вот, пожалуйста, такая соцреклама.
Вы изучаете анатомию на манекенах?
— У нас в меде, в Минске, проходит обучение на препаратах (трупный материал). На самом деле, к этому быстро привыкаешь.
Есть такие студенты, которые не очень хорошо относятся к препаратам (частям чела). Например, лежит распил человека и некоторые могут нерв в узелок завязать. Это, во-первых, этика, так делать попросту некрасиво. А еще я трогала много органов. Могу сказать, что мозг приятный на ощупь.
Были ли обмороки у кого-нибудь из студентов при виде трупа?
—В моей группе никто не падал в обмороки, все было нормально. Только поначалу было неприятно. На самом деле, анатомия — это очень интересно.
К сожалению, в Польше не так интересно, потому что там изучение проходит на манекенах. Да и Вова провизор, у них анатомия не первостепенный предмет. На первом месте стоит химия.
Сложности обучения, и в том числе поступления, налицо, но всего можно достичь, если трудиться, как наши герои.
Сейчас начинается прием документов в вузы, и ребята дали некоторые советы, поступающим в медицинский университет.
Во-первых, нельзя ничего оставлять «на потом», потому что могут начаться трудности с усвоением материала. Настя советует не пропускать больше, чем одну тему.
Во-вторых, важно не бояться получать плохие оценки. Главное — не обижаться на низкий балл, потому что преподаватели не знают на 10, говорят они сами. И наконец, лучше не попадать на пересдачи.
Сильванович Джейлан
Фото: © Белновости