Почему детям обязательно нужно читать сказки на ночь, как с помощью сказочных историй можно откорректировать детскую агрессию и как любимая сказочная героиня влияет на судьбу?
Об этом и многом другом рассказывает педагог-психолог Алла Капская, которая создала в Слуцке уникальный кабинет сказкотерапии.
Сказкотерапию в Слуцком районном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации применяют уже больше 13 лет. К ней обратились после того, как центр начал работу с детьми с особенностями психофизического развития. До этого он оказывал психологическую помощь школьникам и дошкольникам города. Само собой, работа с новой категорией детей требовала поиска новых форм, позволяющих достучаться до ребят с тяжелыми и множественными нарушениями.
— Это был тот момент, когда говорят: «Забудьте все, чему вас учили». Ведь для таких детей те технологии, которые мы использовали раньше, не подходили. Пришлось мудрить: взяли музыкатерапию, цветотерапию, ароматерапию, сказкотерапию, – все то, что воздействует на ребенка вне зависимости от его особенностей: уровня интеллекта, нарушений двигательной сферы и поведения, — рассказывает Алла Капская.
Алла говорит, что у сказкотерапии две функции. Первая диагностическая — через сказку можно определить состояние психики человека и его личные качества. Вторая — коррекционная, то есть позволяющая поменять поведение человека и даже его жизнь.
— С помощью сказкотерапии можно повлиять на свою судьбу. Если облечь свою проблему в сказку, используя для этого определенные каноны ее построения, и написать в этой сказке такой конец, как ты хочешь, то твоя жизнь начнет складываться именно по такому сценарию.
Если человек прописывает свою проблему, облекает ее в сказочные метафоры, с помощью волшебных предметов помогает себе, и в результате что-то получается, то и жизнь человека начинает меняться, — уверенно говорит Алла, и ее глаза светятся радостью.
Она не может объяснить, почему это работает, но точно знает, что так есть. Все время, когда она рассказывает о сказкотерапии и психологии, она словно излучает какую-то очень приятную энергию, а глаза ее искрятся счастьем.
– Тем, кто хочет поменять свою судьбу, я могу посоветовать сказки Андрея Гнездилова. У него есть целые сборники этих сказок. Они очень круто меняют жизнь.
У меня в жизни тоже был момент, когда мне было плохо и нужен был психолог, но в то время психологи в нашем маленьком городке были редкостью, поэтому мне пришлось искать выход самой. И в свое время мне эти сказки очень круто помогли, — делится своим опытом психолог.
Алла вспоминает разные примеры применения сказок один за одним. Она рассказывает, что сказки могут использовать мамы для коррекции поведения детей. Так, если ребенок ведет себя агрессивно, мама может сама придумать сказку, в которой расскажет ребенку о последствиях такого поведения.
— Можно придумать сказку про медвежонка, который жил в лесу и всех обижал. А потом спросить у ребенка, как ты думаешь, будут ли звери дружить с медвежонком? И ребенку будет легко говорить об этой ситуации, потому что это же не он, а какой-то медвежонок, пусть на него и очень похожий.
Ребенок расскажет, что звери не захотят дружить с медвежонком и тоже станут обижать его в ответ. И, рассказывая про медвежонка, он на подсознательном уровне поймет, что происходит, и скорректирует эти черты, — говорит психолог.
В работе же со взрослыми подобного рода терапия позволяет найти скрытые ресурсы психики, раскрыть потенциал человека, найти подсказки в решении проблем.
— Сказки — это наше правое полушарие, где работает фантазия, интуиция. Именно эта часть помогает справиться с проблемами. Не всегда можно решить проблему логическим путем, – поясняет психолог.
По ее словам в кабинете сказкотерапии действительно происходят чудеса. Однажды здесь сделали из ткани импровизированный костер и работали с ним, как в старинных ритуалах: бросали в него бумажки со страхами, прыгали через него, и действительно, через какое-то время страхи, сожженные в костре, улетучились, а жизнь людей изменилась.
– Удивительно, что сразу мы просто играли, а потом оказалось, что это все действительно сработало. Я даже не могу объяснить, почему так происходит, – вдохновленно рассказывает Алла Капская.
«Я не думала ни минуты!»
Чудеса и необычные стечения обстоятельств часто происходили в жизни Аллы Капской и до того, как она начала создавать сказку в жизни других людей. Она рассказывает, что психологом мечтала быть всю жизнь, получила высшее образование со специализацией преподаватель педагогики и психологии на дошкольном факультете БГПУ. Но эта мечта казалась ей несбыточной.
– Когда я закончила вуз и прошла отработку, я устроилась работать в сад. Я хотела быть психологом, но тогда психологи были только в некоторых школах, в дошкольных учреждениях их не было. И мне казалось, что мечта моя сбудется не скоро. Но я все время хотела этого, читала много психологической литературы.
И в один прекрасный день по мановению волшебной палочки звонит мне специалист по дошкольному образованию и говорит: «А не хотели бы вы пойти психологом в коррекционный центр? Я Вам даю час подумать». Я не думала ни минуты! Так и попала, каким-то невероятным способом, на работу мечты. А ведь тогда психологом нелегко было устроиться, — вспоминает она.
Тогда же Алла Капская услышала фразу: «Хороший психолог всегда сможет себя (обеспечить) прокормить». И через какое-то время открыла первое в городе ИП и стала заниматься подготовкой детей к школе.
– У нас в Слуцке еще не было представления о том, чтобы кто-то попросился на платные занятия. Но нашлись обеспеченные и заинтересованные люди, которые уже понимали, что можно получать какие-то знания за деньги. И чтобы работать официально, мы открыли ИП. Открыть его было нелегко, помогли коллеги из Минска, — делится опытом случчанка.
Алла Капская рассказывает, что ее вклад в развитие центра и увлеченность работой хорошо отражается на зарплате: на руки она получает от 600 до 750 рублей.
— Но это не оклад. Оклад у меня небольшой: около 300 рублей. Остальную часть зарплаты я получаю за счет надбавок. Во-первых, у меня высшая категория, за нее мне платят около 150 рублей. Во-вторых, у меня большой стаж, за что я получаю около 50 рублей. Остальная часть зарплаты— «за увеличение объёма труда», — поясняет психолог.
По ее словам, от количества мероприятий, которые она проведет за месяц, зависит ее доход: если она провела три мероприятия в месяц, то получит около 750 рублей, если ни одного, то примерно 600. Поэтому мотивация для активной вовлеченности в развитие этих проектов у нее есть всегда.
Алла говорит, что своим доходом она довольна, ведь «не все в городе получают такую зарплату».
Алла Капская говорит, что очень важно читать детям сказки, ведь они построены так, чтобы влиять на душу и эмоциональное состояние человека.
— Но сейчас родители перестали читать сказки детям. И поэтому дети не знают героев наших сказок, хорошо, если знают Курочку Рябу и Теремок. Дети играют в мультики, знают Свинку Пеппу, Машу и Медведя. Но эти образы не влияют на душу, — делится психолог.
По ее словам, сказки могут программировать людей на правильные поступки, ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Вместе с тем они показывают, что бывает с теми, кто поступает плохо. И это влияет на воспитание определенных положительных качеств.
— Детям лучше читать именно наши сказки, потому что они ближе по менталитету и за счет этого понятнее. В славянских сказках часто герой награду получает за свои качества: за помощь животным, другим людям.
Хотя, по ее словам, любимая сказка не очень хорошо влияет на судьбу: ведь она программирует человека на определенное поведение.
То есть если девочка любит сказку «Спящая красавица», то всю жизнь она может пассивно ждать принца и ничего не делать для того, чтобы построить судьбу. Любительница Русалочки может чрезмерно жертвовать собой. А Золушка жить в ожидании чуда и помощи доброй феи.
Собеседница поясняет, что это не значит, что теперь девочкам не стоит читать эти сказки, ведь от одного прочтения ничего не произойдет. Влияние оказывает то, что повторяется многократно. Поэтому лучше читать разные сказки, чтобы показывать разные модели поведения.
– Для меня очень приятно, что есть у меня такой сотрудник. И конечно, приятно, что работа в этом кабинете ведется. И когда люди двигаются вперед, и ты стараешься помогать во всем. Где мы ни были в Минской области, нигде не видели, чтобы была создана комната сказкотерапии. Радостно, когда твои сотрудники создают что-то уникальное, что-то, что по-настоящему приносит пользу нашим воспитанникам, — сказала директор ГУО «Слуцкий центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» Инесса Пономарева.
Ольга Шуманская
Фото: © Белновости