Жизнь детей в белорусском детском доме. Посмотрели как это жить без родителей

17.12.2019 20:00
Обновлено: 03.03.2023 19:40

Окунувшись в детство без родителей, узнаём, как живут и социализируются дети  в детских домах Беларуси,  что такое патронатное воспитание и какую помощь лучше оказать  детям. 

Директор Понемуньского детского дома в Гродно Нелли Андреевна Стрелковская рассказала, как ребята становятся воспитанниками детского дома.

В детский дом попадают дети, которые остались без родительской опеки, причины тому могут быть разными (смерть родителей, лишение родительских прав и др.), а родственников или других лиц, которые могли бы взять детей на воспитание, не нашлось.

На 1 декабря 2019 г. в детском доме живут 48 воспитанников, в том числе 11 детей дошкольного возраста и 37 школьников.

Жизнь детей в белорусском детском доме. Посмотрели как это жить без родителей

Задача детского дома не только создать комфортные условия для детей, защитить их права и интересы, но и принять возможные меры по устройству детей на воспитание в семьи.

В течение 2018-2019 учебного года 6 воспитанников передали на различные формы семейного устройства: в отношении одного воспитанника установлена опека, ещё одна девочка передана на воспитание в детский дом семейного типа, одна воспитанница удочерена иностранными гражданами, трое детей вернулись в биологическую семью.

В самостоятельную жизнь вышло четыре выпускника.

В Понемуньском детском доме  на окнах красуются снежинки и снеговички.  Идёт подготовка к Новому году. Днём в помещении пусто, детей ещё с утра отвезли в школы и сады города.

Образовательный процесс и досуг

Главный специалист главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета Ольга Александровна Ханевич рассказала, как реализуется право воспитанников детского дома  на получение образования, по какому принципу происходит выбор школ и детских садов для ребят.

— Воспитанники Понемуньского детского дома посещают учреждения дошкольного образования и  школы города, что максимально способствует  социализации детей.

Определение учреждения образования, в которое пойдет ребенок, основывается на показанной ребенку программе обучения согласно заключению центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а также с учетом территориального расположения учреждения образования.

Для подвоза детей к учреждениям образования в детском доме имеется специальный автобус. 

После занятий в школах и садах дети посещают дополнительные кружки, секции. 

— На нашей базе работает педагог дополнительного образования, который проводит занятия спортивного направления. По воскресеньям работает кружок  областного центра туризма и краеведения.

Также дети посещают кружки  в  центре творчества детей и молодежи "Прамень". В свободное время организовано проведение различных творческих мероприятий с детьми.

Наша задача — предложить варианты для проведения досуга. 

Вечером старшие дети самостоятельно готовятся ко сну, младшим — помогают помощники воспитателя.  Засыпают дети рано, так как утренний маршрут  распределён по  городу, на что требуется чуть больше времени. Детей доставляют  в сопровождении педагогических работников.

Патронатное воспитание

По выходным и в каникулярное время некоторых детей забирают на патронатное воспитание.  Для остальных ребят организована культурная программа с учётом пожеланий детей.

Дети посещают зоопарк, кинотеатры, театры, библиотеку, гуляют по городу, играют, организовывают свободное время по интересам, как и все ребята. 

Патронатное воспитание  — форма  участия граждан  в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

 Дети передаются в семьи граждан на период каникул, выходных дней, государственных праздников на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения территориального управления (отдела) образования.

Патронатные воспитатели могут  навещать ребёнка в учреждении, поделиться  жизненным опытом и хотя бы кратковременно  предоставить ребёнку возможность пожить в семье, почувствовать семейную заботу и любовь. К слову, летом более половины воспитанников детского дома находились на  патронатном воспитании.

Для того чтобы стать патронатным воспитателем, достаточно обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства.  После оценки имеющихся условий и возможностей для приема ребенка в семью, выдается заключение о наличии необходимых условий, составляется договор о  передаче ребёнка на патронатное воспитание.  

Представители учреждения помогут наладить контакт с ребёнком. Мнение ребёнка тоже учитывается. Затраты на питание, установленные законодательством, компенсируются.

Биологические родители, близкие родственники  также навещают   детей, если это не противоречит интересам и желанию ребенка.

У каждого есть право на восстановление   в родительских правах. Учреждение заинтересовано в организации встреч с близкими, работа в этом направлении успешна: 3 воспитанника вернулись в биологическую семью. 

Социализация

Особое внимание в учреждении уделяется социализации детей, их подготовке к самостоятельной жизни.

— Специалисты детского дома целенаправленно работают в данном направлении.  Детей обучают навыкам самообслуживания, бытовым навыкам, приготовлению простых блюд, старших ребят консультируют в  правовых, юридических и финансовых  вопросах, профессиональном определении.

 В детском доме работает "Клуб выпускников", где с детьми обсуждаются волнующие темы. Будучи совершеннолетними, юноши и девушки всегда могут обратиться в детский дом и задать интересующие вопросы. Они являются частыми гостями на наших традиционных праздниках.

Некоторые выпускники не желают афишировать, что являются выходцем из детского дома. Мы поддерживаем связь с учреждениями профессионального образования, где обучаются выпускники, интересуемся их дальнейшей жизнью.

Медицинское сопровождение и уход

Медицинское сопровождение детей обеспечивается поликлиникой № 2 г. Гродно. В учреждении есть медицинский пост, который работает круглосуточно.

С детским домом активно взаимодействуют мастера из различных сфер услуг на безвозмездных условиях. 

В канун Нового года и Рождества дети ждут не столько подарков или материальных благ, сколько внимания, заботы и любви. У каждого есть возможность устроить ребёнку незабываемые выходные, навещать его, разделять радости и огорчения, предложить  что-то интересное, научить чему-то  новому, что умеешь сам.

 Почему бы, например, парикмахеру не предложить девочкам-подросткам модную прическу, окрашивание или мастер-класс по уходу за волосами.

Если возникла мысль стать родителем

При  желании усыновить ребёнка, стать приемным родителем, обращайтесь в территориальный орган опеки и попечительства с заявлением.  Для ознакомления с краткой информацией о детях, которые остались без попечения родителей, перейдите на сайт  http://dadomu.by/.

Анастасия Живушко

Фото: © Белновости

Автор: Анастасия Живушко Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Образовательный процесс и досуг
  2. Патронатное воспитание
  3. Социализация
  4. Медицинское сопровождение и уход
  5. Если возникла мысль стать родителем