Литва ставит под угрозу свою атомную безопасность из-за борьбы с Россией и, ведя активную антироссийскую политику, пытается насолить РФ всеми путями, затеяв в том числе, настоящую войну с «Росатомом» и его зарубежными проектами.
Особенно достается белорусской атомной электростанции в Островце. Вильнюс приложил максимум усилий по «вставлению палок в колеса» строительству БелАЭС: давил на Минск, давил на руководство ЕС и МАГАТЭ, давил на общественное мнение, давил на «зеленых» и даже, давил на Трампа. Все напрасно, покупать, пусть и обходными путями электроэнергию Белорусской АЭС, Литве все равно придется.
Да и в МАГАТЭ подчеркнули, что новая атомная станция в Беларуси строится в соответствии со всеми нормами безопасности, по самым передовым, современным технологиям, и никакой опасности не несет. Что касается ЕС, то там и вовсе дали понять Литве, что пора заканчивать с необоснованной истерией, и самое лучшее, что можно сделать, это попытаться наладить диалог с Минском, помня о европейском принципе свободы и конкуренции.
Гнуть свою линию
Но, несмотря на то, что саботаж Литвы направленный на срыв строительства Белорусской АЭС не увенчался желанным успехом, официальный Вильнюс не пожелал отступить, а напротив, решил зайти с другой стороны. На этот раз, литовские власти намерены (по крайней мере, об этом громко заявляется) разорвать контракт с немецкой компанией Nikem Technologies, которая принадлежит столь ненавистному Литве «Росатому».
Так уж случилось, что именно Nikem Technologies выиграла тендер на реконструкцию Игналинской АЭС. И теперь, сколько бы Литва не скрежетала по этому поводу зубами, до 2038 года ей необходимо окончательно закрыть свою электростанцию, пользуясь при этом услугами «дочки» «Росатома». Ведь Nikem Technologies занимается строительством комплексов для обращения с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами.
Сегодня на ИАЭС завершено порядка 40% общего объема работ и Nikem Technologies уже перешла к самой опасной части – выгрузке ОТ из обоих блоков атомной станции.
На безопасность наплевать?
Если же Вильнюс окажется столь параноидален, что в своей одержимой русофобии все же решит сменить подрядчика, несмотря на столь сложный и ответственный момент работ, он поставит под угрозу не только безопасность всех происходящих на ИАЭС процессов по закрытию станции, но и подвергнет угрозе безопасность граждан своей страны. Однако, в своем «крестовом походе» против «Росатома» Литва, похоже, готова практически на все, ведь Островец и смена подрядчика, это еще не все, что она приготовила.
Где здравый смысл?
Конечно, с таким правительством и врагов не нужно. Ведь теперь оно еще намерено выйти из БРЭЛЛ, что отключит Литву и страны Балтии от единого энергокольца и, по замыслу литовских чиновников «окончательно выведет их из зоны влияния России, а также усложнит планы Минска по экспорту энергии с БелАЭС».
Это сложно политически, финансово и дипломатически – отношения с Москвой еще больше ухудшатся, а общие расходы трех балтийских стран связанные с процессом отключения от БРЭЛЛ, оцениваются (по предварительным расчетам) в 1 миллиард евро.
Таких денег нет, и Литва традиционно надеется, что большую часть расходов, опять возьмет на себя ЕС. Кто бы сомневался! Вопрос только, зачем это надо ЕС? Ведь заклятиями о том, что Россия – это вселенское зло, Евросоюз не запугать, и уж точно, не заставить раскошелиться.
Кстати, не менее негативно, чем к строительству БелАЭС, Вильнюс относится к проекту «Северный поток - 2». Тут тоже со стороны Литвы звучат опасения, что это, мол, приведет к увеличению зависимости ЕС от российского газа.
Технический, экономический и политический риск предрекли «эксперты» Литвы Евросоюзу, если он не одумается. В свою очередь, директор Центра проблем европейской интеграции Юрий Шевцов, полагает, что действия Литвы по отношению к «Северному потоку - 2» - это лишь поддержка Украины и поиск для себя помощи на Западе.
Впрочем, все эти «страшилки» никого не пугают. Как и не пугают заявления Литвы о том, что она «остановит экспорт белорусской электроэнергии». Министр энергетики Литвы заявил, что согласно его надеждам и чаяньям, этот «ход конем» «окажет негативное влияние на экономическую составляющую белорусского проекта».
Возможно, министр энергетики Литвы ожидал, что после его смешных угроз, на строительной площадке БелАЭС незамедлительно будут свернуты все работы, но нет. Дело в том, что даже если Литва и захочет воплотить в жизнь подобную бессмыслицу, Беларусь, при желании сможет сама использовать эту энергию. Она достроит АЭС и разовьет под нее энергопотребляющие производства и инфраструктуру.
Парадокс, но во всех своих энергетических неурядицах виновата только сама Литва. Пытаясь сохранить лицо, она идет на необдуманные, политически и экономически безграмотные поступки. Политизированность литовских обвинений, сегодня, вызывает разве что, грустную улыбку. Даже Варшава, на поддержку которой Вильнюс так рассчитывал в вопросе строительства БелАЭС, в лице польского эксперта в сфере энергетики Петра Матенжика заявила: «Литва остановить строительство АЭС в Островце не сможет. У меня возникло впечатление, что негативная реакция Вильнюса на АЭС объясняется инерцией отношения Литвы к России». И с этим нельзя не согласиться. Такое же впечатление возникает и в отношении иных, всех вышеперечисленных «проектов» Литвы по срыву своей энергетической безопасности.
Основатель портала Виталий Кистерный
Фото: из открытых источников