В свое время программа «Восточное партнерство» задумывалась как проект политики добрососедства Евросоюза, позволяющий установить взаимовыгодные отношения с бывшими советскими республиками, переходные режимы которых нуждались в технической, финансовой, интеллектуальной помощи для трансфера от посткоммунистического авторитаризма к демократии.
По идее, «Восточное партнерство» должно было способствовать созданию между ЕС и Россией пояса стабильности, где молодые государства в сотрудничестве с Брюсселем могли бы укрепить свои институты, постепенно сближаясь с объединенной Европой путем заключения соглашений об Ассоциации и зоне свободной торговли.
На эти цели были выделены и выделяются миллиарды евро, определены государства-«чемпионы» в лице Грузии, Украины, Молдовы и Армении, которые в наибольшей степени продвинулись на пути партнерства с ЕС.
В последние годы в отчетах дипломатов ЕСВД в Брюссель даже проблемные Беларусь и Азербайджан уже не выглядели аутсайдерами, с правительствами этих стран активно обсуждались различные проекты на направлениях трансграничного сотрудничества, визовой фасилитации, прав человека и т. д.
«Восточное партнерство» - досадное фиаско Евросоюза.
Однако если посмотреть на реальное положение дел, то картинка будет совершенно иная, нежели рисуется налогоплательщикам из кабинетов брюссельских чиновников.
По сути «Восточное партнерство» вместо формирования пояса стабильности обернулось появлением очередной зоны нестабильности у границ Европейского союза: на сегодняшний день практически все страны, вне зависимости от степени их близости с Брюсселем, переживают острые трудности не только в экономике, но также в области политики и безопасности.
Некоторые члены программы, в частности, Армения и Азербайджан, воюют между собой, другие, такие как Украина, ведут войну с повстанцами на своей территории, третьи, как Грузия и Молдова, сталкиваются с проблемой сепаратистских регионов, в Беларуси разразился политический кризис.
Все это усиливается политической нестабильностью, низкой легитимностью власти в глазах общества и проблемами коррупции, где Украина и Молдова, имеющие, к слову, Соглашение об Ассоциации с ЕС, фактически стали синонимами этого отвратительного явления.
Что касается Беларуси, то проблемы с этой страной, которые казались близкими к разрешению в течение последних пяти лет, не только никуда не исчезли, но и еще больше усугубились. После выборов президента, против результатов которых прошли массовые демонстрации оппозиции, государство погрузилось в политический кризис, а в отношении официального Минска уже введены санкции ЕС.
При этом бессменный руководитель страны Александр Лукашенко, которого еще год назад на высоком уровне принимали в Вене, вновь стал персоной нон грата для еврокомиссаров, лишь недавно обменивавшихся с ним рукопожатиями и улыбками. Хуже всего в этой ситуации то, что политика ЕС в отношении Беларуси напоминает колесо Сансары, когда уже на протяжении более чем 20 лет санкции сменяются медовым месяцем диалога с режимом, и предсказуемость этой политики обесценивает значение как санкций, так и диалога.
То есть речь идет о том, что «Восточное партнерство» по сути закончилось полным провалом для ЕС, при этом реализация программы привела не только к совершенно противоположным от задуманных результатам для стран-участниц, но еще и углубила пропасть в отношениях между Евросоюзом и Россией.
Естественно, для объяснения этой неудачи есть объективные причины, на которые Брюссель в принципе не мог повлиять с дипломатических позиций. Но значительная доля ответственности лежит на служащих ЕСВД, руководителях представительств ЕС в шести странах ВП, других ответственных чиновниках.
Именно их неверный расчет, слабые компетенции, коррупционные связи с местными олигархическими режимами привели к провалу дорогостоящей программы и всей европейской политики в Восточной Европе и на Кавказе.
Одной из центральных фигур в партии, которую в разное время разыгрывали баронесса Эштон, Штефан Фюле, Федерика Могерини и Жозеп Боррель, был дипломат Дирк Шубель, восточный немец по происхождению, который считается в ЕСВД одним из основных специалистов по бывшим советским республикам.
Нужно сказать, что на этой шахматной доске Шубель постепенно стал играть роль ферзя, лично возглавляя и координируя европейскую политику во многих государствах ВП, имея возможность влияния на процедуру распределения значительных финансовых ресурсов, выделяемых из Евросоюза.
Удивительно, как Шубель постепенно рос по карьерной лестнице, невзирая на то, что периодически оказывался в центре скандалов, а постсоветские режимы, с которыми сотрудничал предприимчивый немец, назвать «демократическими» мог только слепец или потерявший совесть брюссельский бюрократ.
Шубель пришел в Европейскую комиссию в 1997 году, а в 2006 г. он получил назначение на должность заместителя главы дипломатической миссии ЕС в Украине. Немец проработал в Киеве всего два года, но за это время сумел обрасти серьезными связями среди украинских олигархов, когда открывал в этой стране Ассоциацию европейского бизнеса. Фактически именно Шубель обеспечил вход в Европу многим украинским богачам с криминальными деньгами.
Позже наш герой отметился в Украине как основной брюссельский специалист по правам крымских татар. Доклады Шубеля по данному вопросу вызвали немалый переполох в экспертном сообществе, усмотревшем в них попытку наводнить Крым репатриантами из Средней Азии, что, наряду с высокой рождаемостью в данной этнической группе, смогло бы стать основой дальнейшего развития сепаратистских движений и формирования национального крымско-татарского государства.
То, что наибольшую популярность среди местных татар имела религиозно-политическая организация Хизб ут Тахрир аль-Ислами, признанная террористической в том числе на родине Шубеля, чиновника, похоже, не очень-то волновало.
Однако по-настоящему золотое время нашего героя началось в 2009 году, когда дипломат стал главой представительства ЕС в Молдове. Теперь он мог принимать решения единолично, а маленькая Молдова казалась тогда наиболее удобным объектом для устремлений Евросоюза, тем более, что между молдаванами и румынами фактически нет разницы в языковом и этническом плане.
Вместе с тем в этот же период в Молдове под красивыми лозунгами европейской интеграции фактически произошла узурпация власти мафиозным олигархом Плахотнюком, который сейчас объявлен в розыск по линии Интерпола. О том, что Плахотнюк связан с криминалом, было общеизвестно, однако Шубель упорно тащил в Брюссель мафиозный режим, невзирая на протесты местного населения.
Молдавский депутат и бывший руководитель спецслужбы СИБ Артур Решетников впоследствии вспоминал, что «еврокомиссар Фюле может поблагодарить делегата ЕС Дирка Шубеля за то, что за 4 года его мандата привлекательность идеи интеграции в ЕС в молдавском обществе снизилась с 70 до 40 процентов». Решетников объяснял это тем, что «Евросоюз в лице Шубеля присоединился к узурпации власти и деградации главных демократических институтов».
Впрочем, источники в Кишиневе утверждают, что благосклонность Шубеля к молдавскому Аль-Капоне Плахотнюку достаточно дорого обходилась олигарху. Европейский дипломат принимал дорогие подарки.
Однако справедливости ради нужно сказать, что немца все же нельзя назвать плохим семьянином, так как о своей семье, в частности о благополучии супруги-украинки, Дирк Шубель всегда заботился гораздо больше, чем об интересах ЕС.
По данным молдавского интернет-издания www.allnews.md, «финансовые средства, которые получает Молдова от ЕС, активно осваиваются компанией из Украины, руководящая позиция в которой принадлежит родственнице жены Дирка Шубеля». Здесь речь идет об украинской фирме FGL Energy LLC, которая при поддержке главы представительства ЕС в Кишиневе вдруг стала одним из операторов грантов ЕС в Молдове.
Апогеем молдавской истории Шубеля стала кража миллиарда евро из бюджета этой страны, осуществленная местными руководителями и олигархами, которые в донесениях представительства ЕС в Брюссель год из года представали в образе «реформаторов», «приверженцев идей свободного рынка, демократии и европейских ценностей».
«Фюле, Шубель и многие другие, которые делали совместные фото с нашими "реформаторами", несут ответственность за катастрофу, произошедшую в нашей стране», - написал на своей странице в "Фейсбук" нынешний премьер- министр Молдовы Йон Кику, в то время занимавший должность в государственном аппарате.
Несмотря на ряд скандалов в Украине и Молдове, полное отсутствие каких-либо реальных успехов в продвижении интересов ЕС, Шубель в 2013 году вернулся на повышение в Брюссель, где стал начальником отдела стран «Восточного партнерства» ЕСВД. К чему пришел Евросоюз в отношениях со странами ВП, уже было написано выше, но тем не менее по прошествии 6 лет непотопляемый Дирк получил очередное назначение на должность главы делегации ЕС в Беларуси.
Это сейчас европейские дипломаты называют Лукашенко «кровавым диктатором», но еще полгода назад было модно вести диалог и сближаться с официальным Минском. Более того, поднимая тосты с белорусской водкой на разных приемах с участием людей Лукашенко, Шубель произносил здравицы своим новым друзьям «за Женеву Восточной Европы!» и не сомневался в победе белорусского президента на предстоящих выборах.
На официальных мероприятиях ЕС Шубель, конечно же, вел себя иначе, вспоминал о правах человека, преследовании оппозиции, однако переговорный процесс продолжался и на осень 2020 года был даже запланирован визит Борреля в Минск. Но грянувший в Беларуси после выборов политический кризис попутал все фигуры на шахматной доске, и сейчас ферзь европейской дипломатии вынужден метаться между указаниями из Брюсселя и обязательствами перед своими приятелями из белорусской власти.
На самом деле Шубелю не интересно ни то ни другое: немец легко предает интересы службы и столь же легко забывает о своих обещаниях, когда наступает удобный момент. Единственное, что волнует этого человека, - его личный комфорт и материальный достаток, этот ферзь играет сам по себе и только на себя.
Поэтому пока ЕСВД состоит из таких «специалистов», как Шубель, до тех пор европейская политика на разных направлениях будет бессмысленной и беззубой, а деньги честных налогоплательщиков, в том числе французов, будут оседать в карманах зарубежных коррупционеров и их покровителей из Брюсселя.