Даже после неурожайных и кризисных 2010—2011 годов крупы дорожали постепенно, без особенной разницы цен на белорусский и импортный товар. Однако сейчас именно это вызывает немало вопросов у потребителей: почему в аграрной стране выращенные и переработанные здесь же гречка, перловка и горох порой дороже привезенных за тысячи километров? На этом фоне становится отчасти понятной затоваренность складов белорусскими крупами.
К началу лета в Беларуси произвели 21,3 тысячи тонн круп. Зато ввезли в республику за те же пять месяцев 56,6 тысячи тонн. Существенная доля импорта приходится на рис, который в Беларуси не производят, но показатель импорта все равно высокий. Почему же здесь не действует программа импортозамещения?
В Беларуси практически нет хозяйств, специализирующихся на выращивании крупяных культур. После проблем с гречкой в 2010 году, когда в России был неурожай, а в Беларуси ее не произвели в должном объеме, поэтому цены на нее рванули (доходили до 25—27 тысяч рублей за килограмм), сельхозпредприятиям стали доводить планы по выращиванию гречихи, чтобы в будущем избежать подобных ситуаций.
Руководители сельских хозяйств не скрывают, что если бы была возможность, то отказались бы от выращивания гречки. Как некоторые из них признались, под гречиху, засеваемую позже остальных культур, зачастую отводят худшие земли, поэтому большого урожая ждать не приходится. Отсюда и высокая себестоимость полученного зерна.
— Стоимость сырья составляет значительную часть себестоимости крупы. В Беларуси закупочные цены на зерно заметно выше, чем в тех же России и Украине. Поэтому они могут ввозить к нам свой более дешевый в итоге продукт, — рассказали «СГ» на одном из областных комбинатов хлебопродуктов.
Замкнутый круг: если снизить закупочные цены, убытки понесут сельхозпроизводители, а если оставить прежней стоимость сырья, низкая рентабельность будет у предприятий переработки.
Немногие работают и с горохом, причем как среди производителей, так и среди переработчиков.
— У потребителя спросом пользуется колотый горох. Но Новобелицкий КХП уже несколько месяцев нам его не поставляет — у них есть только цельный. Поэтому приходится покупать импортное сырье. Если же расфасуем цельный горох, то просто затоварим им склад, — поясняет начальник отдела продаж ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» Зинаида Примак.
В свою очередь, в филиале «Новобелицкий КХП» ОАО «Гомельхлебопродукт» ситуацию объясняют особенностью производства, при котором колотого гороха получается меньше, чем целого.
Торговля проблем крупопроизводителей не видит.
— Сегодня нет фиксированной торговой надбавки на крупы. Поэтому на нашу продукцию магазины делают одну надбавку, а на поступившую более дешевую импортную продукцию — другую, как правило, более высокую. В итоге две пачки, например, гречки — российской и белорусской — стоят примерно одинаково. Но магазину выгоднее продать ту, на которой он накрутил больше, следовательно, и выставляет ее на более заметное для потребителя место. Чтобы найти нашу продукцию на полках, нужно постараться, — сетуют на одном из КХП.