При воспитании ребенка все родители рано или поздно столкнуться с ситуацией, когда их ребенок начнет рассказывать им о своих проблемах, обидах и переживаниях. Большинство конечно же внимательно выслушают его и попытаются помочь по мере своих возможностей. Но при выслушивании проблем маленьких детей, нужно учитывать, что мы отвечаем его по взрослому, а он-то видит эту ситуацию по другому, под своим углом.
Когда ребенок приходит с какой-либо проблемой, обычно папа или мама внимательно выслушивают его, расспрашивают детали, пытаются понять, почему так произошло. Это, безусловно правильно, но здесь существует несколько тонкостей. Когда вы начинаете спрашивать ребенка, почему так произошло (например, почему он обиделся на своего друга Ваню и больше не хочет с ним играть, или, больше не хочет ходить в садик) он воспринимает это как холодный, отстраненный интерес, желание вызнать побольше фактов. А ведь для ребенка эмоциональная сторона проблемы гораздо важнее. Вот тут и начинается загвоздка. С одной стороны, вам необходимо выяснить, почему и как все произошло, ведь не зная причину, вы попросту не сможете помочь. А с другой стороны после нескольких вопросов ребенок может замкнуться и перестать вообще рассказывать о проблеме. Для этого и существуют приемы активного слушания. самый простой и отлично действующий из них - это повторение. Просто повторяйте фразы своего ребенка, немного изменяя его интонацию. Например, если ребенок говорит - меня обидел Ваня из детского садика, стоит незамедлительно среагировать и просто повторить, например - так тебя обидел Ваня. При таком общении ребенок будет чувствовать ваше участие и интерес к его проблеме. Грубо говоря, вы возвращаете ему в вашем диалоге то, что он до вас доносит и он уже не чувствует себя одним напротив своих проблем. Когда ребенок подавлен, у него произошло что-то плохое, его обидели или он сам сделал что-то не так, что привело к неудаче, которая его тревожит и подавляет, стоит общаться с ним именно так, это придаст ему ощущение взаимопомощи и вашего внимания.
Стоит отметить, что эта техника очень проста в исполнении, но первое время будет очень трудно отказаться от привычной модели общения с ребенком и перейти к этой. Но, несмотря на свою незатейливость, в применении она оказывается очень действенной. Повторяя за ребенком его рассказах о переживаниях, вы как бы перенимаете половину его проблем на себя и ему становится легче. Появляется множество положительных результатов. Ребенок становится менее замкнутым, видя готовность родителей выслушать его, он чувствует свою важность и нужность.