Воспитание ответственности - очень важный элемент развития ребенка в целом. Именно от него в основном зависит, станет ли ребенок в будущем счастливым и успешным взрослым, способным нести ответственность за свои поступки и свою жизнь.
С детства ребенку нужно объяснять, что он несет за что-либо ответственность и пока он не самостоятельным, самим следить за границами этой ответственности. Но развиваться она должна обязательно. Например, классическая ситуация когда ребенок просит завести какое-нибудь домашнее животное. Он обещает, что будет ухаживать, выгуливать и кормить питомца и ему покупают так горячо желанного любимца. Далее, события, чаще всего, развиваются следующим образом: постепенно ребенку становиться лень ухаживать за домашним животным и выполнять рутинную работы, он начинает отлынивать и по итогу все спихивается на родителей. Такого отношения допускать нельзя, ведь один раз поняв, что такое возможно, ребенок и в дальнейшем будет действовать по этой же схеме и из-за этого во взрослой жизни ему придется очень нелегко.
Основная ошибка родителей - это страх показать детям последствия их безответственности. А ведь иначе продуктивно научить ребенка быть ответственным не получится. Крики, угрозы, обещания всевозможных поощрений - все это только усугубляет ситуацию. Кстати, поощрения за действия, которые ребенок и так должен выполнять и которые приносят ему пользу - это очень распространенная ошибка в воспитании. В таких ситуациях родители думают, что пообещав что-то ребенку, они его мотивируют. Во-первых, такие мотивации весьма кратковременны. Например, если вы обещаете ребенку, что купите ему велосипед, если он с хорошими оценками закончит четверть, вы должны понимать, что в будущем вам каждую четверть придется что-нибудь ему покупать, ведь он уже поймет, что с этого можно иметь выгоду. А во-вторых, ребенок перестает понимать, для чего в действительности он совершает какие-либо действия и не видит настоящих наград . Нужно объяснить ребенку, что наличие собаки в доме(по его желанию) - это уже подарок ему и дополнительных поощрений за ее уход быть не должно, что учиться надо не из-за подарков или страха, что отругают, а из-за возможности построить успешную карьеру. Уже с детства мотивировать детей надо правильно, а не ложными представлениями. Поэтому лучшим средством в развитии ответственности будет показ ребенку последствий. Конечно, не нужно пускать все на самотек. На примере того же домашнего животного, если ребенок перестает за ним ухаживать конечно же не надо мучить животное, можно просто спрятать его на пару дней без друзей, тем самым наглядно показав, что будет, если ребенок не будет нести за него ответственность.