Нет смысла читать морали двухлетнему малышу. Такие дети не понимают, где свое, а где чужое.
Ребенок пользуется всеми благами мира, когда посчитает нужным. Если родители увидели у него чужую игрушку, сразу нужно дать понять, что это плохой поступок.
Когда ребенок без разрешения берет чужое добро в 5 лет, пора узнать, в чем дело. Может быть, он подражает поведению взрослых? Нужно внимательно присмотреться к действиям окружающих. Часто кто-то из родителей несет домой с работы полезные в хозяйстве вещи. И рассказывает об этом.
Не нужно переживать, если у ребенка оказалась чья-то игрушка. Возможно, он поменялся с кем-то в детском саду. Это частая практика у детей. Или же взял из игровой комнаты, потому что давно мечтает о такой машинке или кукле.
Чужую вещь нужно принести назад и задуматься над потребностями малыша.
Если сын или дочь берут деньги, сразу выяснить, для чего они им нужны. Часто бывает, что деньги вымогают старшие дети. Такую ситуацию нужно жестко пресекать сразу. Ребенок не должен чувствовать страх. А если деньги нужны были, чтобы подкупить друзей, рассказать, что такие товарищи, которые дружат ради выгоды, не самая хорошая компания.
В семье, где царит принцип «все общее» воровство денег произойдет быстрее. Чтобы не допустить подобное, должны быть установлены границы личного пространства. У ребенка тоже должны иметься свои вещи: детский уголок с книжками и игрушками.
Взрослым нужно спрашивать разрешение, прежде чем взять что-либо от туда. Так малыш самостоятельно поймет, что некоторые предметы нельзя брать без разрешения.
А встречаются ситуации, где ребенку не разрешают пользоваться тем, что не является его собственностью. И родители это постоянно повторяют. Получаются неравные условия. Оскорбленное и обиженное чадо начинает воровать.
Ценности следует хранить в недоступном для детей месте. Все, что находится на виду, ребенок принимает за свое.
Следует знать:
- никогда не обзывать дитя вором;
- не сравнивать с другими детьми и взрослыми в их детстве;
- в качестве извинения за проступок ребенок не должен отдавать свою игрушку;
- прошлое не вспоминать. Если была проведена беседа, и виновный понёс наказание, и признал вину, закрыть вопрос;
- проблема решаема. Главное, найти подход к исправлению ситуации.
Каждый родитель должен знать, что с определенного возраста ребенку нужно давать деньги на карманные расходы. Также нужно учесть и то, что все дети желают внешне выглядеть, как их сверстники. Поэтому выбирать одежду им нужно самостоятельно.
Но если у мамы с папой отсутствует финансовая возможность давать личные деньги, это нужно обсудить с ребенком. Дать понять ему, что на обстоятельства сложились иначе, и предложить альтернативу. Например, подработать на каникулах.
Если в семье остро стоит проблема воровства, поступать так:
- Убедиться, что ценные вещи не лежат в доступных местах. Сумки и кошельки не оставлять без присмотра.
- Обратить внимание на появление новых вещей. Ребенка не ругать, спросить, откуда они взялись и спокойно выслушать его версию.
- Если ребенок все-таки виновен в воровстве, следует наказать. Физической расправы не устраивать, морально тоже не унижать. После того, как наказание будет приведено в действие, вопрос о краже закрыть.
- Если дитя само признало вину, следует помочь справиться со стрессом. Хорошо будет похвалить за то, что нашел мужество сказать правду.
- Проанализировать ситуацию, если кражи повторяются. Для их прекращения необходимо найти мотив.
- Если ребенок берет без разрешения чужие вещи, значит он эмоционально неудовлетворен и у него нет нравственных ориентиров.