Каждый из нас хотя бы раз в жизни становился свидетелем или участником ситуации, в которой маленький ребенок в истерике бьется на полу и просит что-то купить или сделать, а взрослый, находящийся рядом, тщетно пытается его остановить и вразумить.
Подобную истерику нельзя назвать признаком невоспитанности ребенка, это своего рода сигнал о том, что ребенок не знает, как начать взаимодействие со взрослым на равных и начинает применять инструмент манипулирования, благодаря которому родитель будет потакать ему.
Подробнее рассказывает Бочкина Елена Валерьевна - кандидат психологических наук, эксперт оценки качества дошкольного образования.
Способы манипулирования
Первые попытки манипулирования со стороны крохи проявляются, как только ребенок переступает возрастной порог в 3 года. Одним из самых распространенных способов манипулирования взрослым является истерика, но есть и другие способы:
- Использование лести – ребенок получает желаемое с помощью поцелуев, объятий и комплиментов родителю.
- Симулирование болезненного состояния – данный способ используется ребенком в случае, если он хорошо запомнил, что в ситуации болезни родители разрешают ему больше, чем вне ее. Один из простых способов симулировать болезнь — это пожаловаться на головную боль, благодаря этому родители становятся мягче и исполняют желания ребенка.
- Истинная болезнь – данный способ манипулирования происходит из-за наличия высоких требований и запросов у взрослого и не соответствия данных требований ребенку. Ребенок может чаще болеть у чрезмерно строгих родителей, потому что во время болезни они становятся более мягкими и проявляют недостающую ему заботу. Главное отличие данного способа от симулирования заключается в том, что ребенок действительно заболевает (либо это защитная функция организма на внешнюю ситуацию (психосоматическая реакция), либо ребенок самостоятельно привел себя к заболеванию (переел мороженого или сосулек с крыши).
- Агрессия – этот способ может проявляться не только в том, что ребенок начинает рушить все вокруг, но и в том, что он может начать ссорить членов семьи между собой (подстраивать так, чтобы другой человек попал в неловкую ситуацию и др.).
- «Это сделал не я!» - ребенок всеми способами перекладывает свою вину на другого, будь то кошка, собака, сосед, бабушка.
- Напускная несамостоятельность – используя данный способ, ребенок 5-7 лет может просить маму одеть ему носок, потому что он не умеет или забыл, как это делать.
- Истерика - с помощью плача добиться желаемого. Для того чтобы прекратить манипуляции со стороны ребенка, можно использовать несколько стратегий поведения.
Способы предотвращения манипуляций
- Выстраивание доверительных отношений. Первым способом добиться доверия является предложение говорить правду при любых обстоятельствах. Важно помнить, что если вы попросили ребенка сказать правду и вы обещаете его не наказывать после этого, то действительно это сделайте, в противном случае к манипуляциям добавится скрытность и ложь.
- Не игнорируйте ребенка. Игнорирование истерики или другого способа манипулирования может помочь только в начале, после ребенок может закрыться от вас, расценив это как нежелание его слушать и слышать.
- Останьтесь с ребенком один на один. Чем больше вокруг зрителей, тем больше ребенок может распалиться. Этому соответствует фраза: «Театру нужны зрители». Как только ребенок остается один на один со спокойным родителем, он начинает успокаиваться сам.
- Переключите внимание ребенка. Если ребенок маленький, то можно сыграть с ним в игру «Давай поймаем…» (кого вы будете ловить ограничивается только пределами вашей фантазии. Это может быть зайчик (любого цвета, т. к. игра волшебная), котик или что-то еще на ваше усмотрение. Главная задача взрослого — заинтересовать ребенка.
- Компромисс. Для манипуляторов постарше существует компромисс, который строится на взаимовыгодных условиях. Если родителю нужен порядок в комнате, а ребенок хочет гулять или пойти в кафе, то нужно предложить совместно провести уборку, а затем пойти в кафе. Угрозы и манипуляции со стороны родителя (например, или ты убираешься, или сидишь дома) не подойдут, т. к. ребенок будет чувствовать несправедливость этой ситуации (взрослому можно манипулировать, а ему нельзя) и еще больше начать требовать к себе внимания и действовать демонстративно.
- Крепкие объятья. Если маленький ребенок не может контролировать свою истерику, то лучшим способом его успокоить будут объятия в тихом и уединенном месте с проговариванием того, какой ребенок хороший и как сильно вы его любите. При этом взрослый должен, по возможности, оставаться спокойным.
- Предотвращение манипулирования. Как только вы замечаете тот факт, что ваш ребенок старается вами манипулировать, не поощряйте это, а старайтесь научить ребенка договариваться и искать компромисс.
- Свобода выбора и действий. Ребенок стремится к манипулированию, когда он загнан в рамки запретов, с помощью переговоров и компромисса найдите возможные варианты проявления его самостоятельности. Оставшиеся запрещенные вещи должны быть аргументированно объяснены, чтобы у ребенка сложилось понимание важности того или иного запрета.
Подводя итог, отметим, что при всем разнообразии способов предотвращения детской манипуляции одним из самых лучших является любовь и принятие собственного ребенка.