Фразы, которые ни в коем случае не стоит говорить детям. Мнение специалиста

05.05.2020 11:00
Обновлено: 18.03.2023 08:32

Вопрос воспитания детей актуален для осознанных родителей всегда.

Родители для детей — образцы для подражания.

Эксперт сетевого издания Белновости по вопросам психологии Александра Кривонос рассказала о фразах, которые не стоит говорить детям.

Эволюционно заложено, что, повторяя за близкими, ребенок обучается тому, как жить в мире, как действовать, перенимает все правила и установки у взрослых.

Метафора — ребенок сначала репетирует жизнь с родителями, учась и подстраиваясь, а позже выходит в открытый мир с теми знаниями, которые перенял у родителей.

ребенок

Не все знания являются положительными. Некоторые могут вредить самоценности, уверенности в себе, самооценке, поведению ребенка.

Фразы, полученные от родителей, могут истолковываться ребенком не в их первоначальном смысле, а совсем по-иному.

Это происходит из-за возраста и развитости мозга на этот период.

В этой статье я попробую классифицировать фразы разной направленности, которые не стоит говорить детям.

Критика по физическим особенностям

Первый тип — критика по физическим особенностям. Пример фразы "Откуда у тебя руки растут..."

Дело в том, что мозг формируется до 25 лет, и некоторые такие особенности, как мелкая моторика, баланс, могут формироваться не в первую очередь, и если первоклашка разлил воду для рисования, не стоит ему на это указывать со злостью.

Попробуйте переформулировать фразу на "Будь осторожнее, старайся не делать резких движений" и т. д.

"Обзывательство" частей тела ребенка

Еще один тип фраз – "обзывать" части тела ребенка. Например, “дубовая башка” или “дырявые лапы”. Дети формируют образ своего тела из родительских слов о нем.

И могут всю жизнь воспринимать себя по этим словам. Иногда дело доходит до психосоматических заболеваний, потому что некоторые фигуры речи крепко зависают в сознании человека.

Запрет на эмоции

Запрет на эмоции – "Мальчики не плачут", "Терпи, ты же будущая мать" – формирует запрет на выражение собственных чувств, и это заканчивается внутренним напряжением, которое переходит в заболевания во взрослом возрасте.

В случае эмоций очень важно давать поддержку в выражении чувств. Разделять состояние с ребенком – "Я понимаю, что ты грустишь, что я забрала у тебя машинку! Но сейчас время обеда — давай пообедаем и ты сможешь поиграть".

Это практика полезна эмоциональному интеллекту ребенка, малыш не всегда понимает, что он чувствует. Также это формирует безопасные и доверительные отношения со взрослыми, которые перерастают в доверие к себе.

Сравнения с другими детьми

Следующий тип фраз — сравнения с другими детьми – с братьями или сестрами, или соседскими детьми. Желательно привить привычку ребенку сравнивать себя только с собой, а не с кем-то другим.

Человек никогда не бывает счастлив, когда каждый день смотрит на недосягаемый идеал и испытывает массу чувств о том, что его никогда не достигнуть. Это ещё и заканчивается психологическими расстройствами.

Фразы, содержащие угрозу

Фразы-угрозы: "Если не будет всех четверок и пятерок – не куплю тебе айфон". Это вредит мотивации – ребенку лучше привить желание учиться, потому что это интересно, а не за айфон.

Тут еще может сыграть плохую шутку концепция "Я это заслужил/не заслужил" – синдромом самозванца.

Когда человек чувствует, что чего-то не заслужил, он пытается либо отказаться от этого, либо разрушить. Это один из сценариев поведения.

Советы родителям, у которых вырвалась какая-то из деструктивных фраз:

  • Просто объясните, что вы имели в виду и старайтесь больше не употреблять это в общении с ребенком.
  • Стоит обратить внимание на то, что вы говорите во внутреннем диалоге с собой.
  • Если вы слышали деструктивные фразы в детстве, скорее всего, вы могли перенести их в свою взрослую жизнь.
  • Постарайтесь отследить и поменять их. Говорите “стоп” и заменяйте на созидательную фразу.
  • Повторив несколько раз, вы перепрограммируете себя и это укрепит вашу уверенность и самоценность, и станет прекрасным примером для ваших детей.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Критика по физическим особенностям
  2. "Обзывательство" частей тела ребенка
  3. Запрет на эмоции
  4. Сравнения с другими детьми
  5. Фразы, содержащие угрозу
  6. Советы родителям, у которых вырвалась какая-то из деструктивных фраз: