Существует множество исследований о сне ребенка в постели родителей, где каждое из них доказывает свою правоту и пользу или вред от совместного сна.
Опираясь на научную базу в области раздельного и совместного сна, важно учитывать влияние состояния родителей на последствия совместного сна:
- Насколько они были уставшими.
- Были ли в алкогольном опьянении.
- Находилась ли под воздействием медицинских препаратов и другое.
Все эти факторы оказывают воздействие на безопасность сна ребенка в постели родителей. Подробнее о том, как отучить ребенка спать с родителями, рассказывает Элина Паредес - психолог развития с высшим медицинским образованием, психолог для мам, автор книги «Большая Мама».
Так мы подходим к этому вопросу со всей серьёзностью и учитываем все возможные последствия от совместного сна. В остальном в подобном сне нет негативных факторов, если родителям и ребенку комфортно и для этого созданы безопасные условия.
В случае если мама и папа, оценив свое состояние, делают выбор в пользу раздельного сна, необходимо учитывать текущее настроение ребенка, которое напрямую влияет на его сон.
Канадский психотерапевт и автор книги «Не упускайте своих детей» Гордон Ньюфелд выделил следующие базовые эмоции:
- Тревога (страх потери отношений с базовыми привязанностями).
- Фрустрация (эмоция, когда что-то идет не так в различных ситуациях).
- Стремление к контакту и близости, которые толкают нас к отношениям.
Когда эти базовые эмоции не удовлетворены, они проявляются в «прилипчивости» детей и их постоянной потребности отношений. Таким образом, ребенок добирает отношения (в зависимости от возраста ребенка и уровня привязанности в этих отношениях) через совместный сон и удовлетворяет эту потребность.
Как отучить подросшего ребенка это делать? Как приучить спасть всю ночь в своей постели?
Понимая причины такого поведения, легче найти решения проблемы по принципу «изнутри наружу». Родителям необходимо создать условия, в которых ребёнку легче и быстрее будет адаптироваться к раздельному сну:
1. Достаточное напитывание отношениями днем, чтобы ребенок был насыщен ими и легче отпускал родителя перед сном.
2. Поддержание традиционно повторяющихся действий в отношениях, которые будут создавать ощущение безопасности у ребенка (совместные ритуалы и привычки). Резкое изменение порядка вещей и ритуалов тревожат ребёнка, поэтому мы находим те моменты, за что он может держаться.
3. Уменьшение причин для возникновения тревожности и ситуаций, когда что-то идет не так.
4. Выражение и проявление эмоций, не допуская их чрезмерного накопления. Мы не сможем оградить ребенка от всех тревожных и фрустрирующих моментов, поэтому важно выводить на эмоции любыми подходящими способами – битье подушек, танцы, догонялки, пение, рисование и другое.
5. Добавление «волшебства» и игры в процесс отлучения от совместного сна. Создание «волшебства», от которого ребенок расслабится и будет воспринимать ситуацию как приятную. Как будто наш ребёнок супергерой или прекрасная принцесса, когда переселиться в своё «тайное» ложе.
6. Перекидывание «мостика» над разделением. «Мостик» – это такой элемент, который передаёт ребёнку ощущение непрерывности связи. Этим мостиком может быть лента, протянутая между кроватями или ночнушка мамы с ее запахом, лежащая у изголовья кровати ребёнка.
Убедившись, что связь крепка, родители рядом и все контролируют, ребенок постепенно расслабляется и легче и спокойнее адаптируется к раздельному сну.