Мотивация к учебе формируется путем создания условий в пространстве для изучения окружающего мира.
Вообще, желание изучать, познавать мир и двигаться вперёд является неотъемлемой частью человека. И по сути, обеспечением мотивации будет просто предоставление пространства и условий, в которых ребенку будет интересно изучать, пробовать новое дальше и дальше.
С младшего возраста необходимо показывать ребенку разнообразие окружающего мира, разнообразие видов деятельности и творчества.
Дети любопытны, их ум пытлив по своей природе, и если давать с самого начала пищу для удовлетворения пытливости ума, то, можно сказать, ребенок входит во вкус.
Конечно, на этом пути важно отслеживать склонности ребенка к чему-либо, его личные интересы и пристрастия, не оказывать давления и не навязывать свое мнение, не пытаться реализовать свои детские мечты. На этом пути важно быть проводником и помощником, тыльной стороной.
На словах выглядит все просто, но этот процесс сложный, не предсказуемый, но увлекательный.
Подбирая методы поддержки мотивации к учебе у детей, необходимо учитывать, в какой возрастной группе на данный момент ребенок.
Дети младшего возраста склонны действовать исходя из внутренней мотивации. К ней относится внутренний интерес, любопытство, любознательность. Это идеальный вариант мотивации. И для детей в этой возрастной группе рекомендуется не мешать ребенку и идти за его интересом, всячески его поддерживать и поощрять.
В младшем школьном возрасте подключается уже мотивация внешняя, здесь могут включиться эмоции, желание занять определенную роль в классе, быть замеченным, чувствовать себя значимым, следование за авторитетом.
В данной возрастной группе самое главное не наделать ошибок родителям. Не навязывать свое мнение, не давить и не делать акцент на низких оценках. Напротив, ребенку необходимо показать, что отметки — это не главное и они не равняются реальным знаниям.
Очень важна роль педагога, его яркость, харизма и квалификация. Важен контакт педагога с учеником. Если педагог сам горит своим предметом, то он сможет заинтересовать ребенка и влюбить его в предмет.
Если резюмировать все вышесказанное, то можно выделить основные способы мотивации:
- личный интерес, любознательность;
- поощрение, общественное признание;
- выбор квалифицированных педагогов;
- поддержка всех начинаний и отсутствие наказаний и лишений за низкую успеваемость;
- личный пример родителей;
- окружение, примеры в окружении;
- обучение ответственности и самостоятельности.
Отдельного внимания заслуживает личный пример родителей. Это очень мощная мотивация, которая не требует каких-либо манипуляций с ребенком, сокрушений по поводу того, как подобрать метод и влияние на мотивацию.
Желание учиться, познавать новое, достигать целей, стремиться к результатам просто встраивается в ребенка с течением его жизни. Дети все берут от родителей как базу, на которую накладывается уже личный опыт.
И если родители сами ведут активный образ жизни и работают над своей мотивацией, то их детям, возможно, совсем не потребуется подбирать какие-либо методы мотивации.