Для сдерживания агрессии ребенка нужно культивировать его гармоничное развитие, в том числе физическое.
Не в плане ежедневных тренировок для наращивания мускулов в ущерб другим сферам знаний и умений, а для выхода накапливающейся энергии ребенка в спортивные успехи, а не в эмоциональную и физическую экспрессию, обращенную к другому.
Психолог Андрей Кашкаров считает, что спортивные занятия и активный здоровый образ жизни – лучшее средство против проявления агрессии детьми.
Особенности ситуации в том, что если эмоциональная лабильность (быстро возникающая в ответ на что-то возбудимость) условно скоротечна и быстро формируется, то агрессивные формы поведения «вынашиваются» некоторое время, имеют накопительный эффект и только потом проявляются – прорываются.
Таким образом, основная деятельность и занятость времени должна ориентироваться на выход негативных эмоций. Вариантов спортивных занятий очень много, есть пассивные виды и есть активные – всегда можно выбрать занятие по душе. Тем более, когда ребенок сам этого хочет.
Спортивные занятия укрепляют уверенность в себе, в том числе в борьбе с возможными проявлениями агрессии со стороны, и делают психологический фон и настроение более спокойным.
Кроме того, такая занятость, несомненно, помогает здоровью и дает дополнительный эффект социализации.
Это важно, поскольку таким образом ребенок выбирает общество с соответствующими положительными паттернами поведения и сам старается соответствовать такому «корпоративному» духу. Агрессии в этой цепочки уже почти нет места.
Подведем итоги работы ребенка против накопительного эффекта отрицательных эмоций, приводящих к агрессии против других.
Основные вехи: выход энергии в положительном русле (спорт), регулярность занятий, положительный пример перед глазами, формирование и соответствии личной культуры, принятой в сообществе единомышленников.