Выбор будущей профессии - это важный шаг в жизни школьника, от которого во многом зависит его будущее.
Однако в разных странах по-своему подходят к решению этого вопроса.
Более подробно об этом рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" Александра Хлызова, кандидат филологических наук, доцент с многолетним опытом работы в вузе.
Как зарубежные школьники выбирают для себя профессию
В европейских странах, США, Канаде, Японии степень готовности к профессиональному выбору зависит от уровня осведомленности школьника об условиях труда и профессиональных требованиях.
Для этого, начиная со средних классов школы, регулярно проводятся профадаптационные пробы: ребята обязательно проходят практику в мастерских и стажировку на реальных рабочих местах.
Например, каждый японский школьник в обязательном порядке вовлекается в профессиональные пробы минимум 48 раз за три года. Это помогает подростку определить, соответствует ли та или иная работа его способностям и умениям. Считается, что данный подход значительно укрепил японский рынок труда.
В Канаде за профессиональную ориентацию отвечают центры выбора, которые закреплены за каждым университетом. Они проводят курсы и тестирование учеников, чтобы помочь им с выбором профессии.
Канадские подростки самостоятельно принимают решение по выбору профессии, затем оценивают свои способности и умения для успешной самореализации, узнают актуальность выбранной профессии на рынке труда, выбирают альтернативные варианты, проходят производственную практику, стажировки, подработки, а затем принимают окончательное решение о выборе профессии.
Во Франции с первых классов за школьниками наблюдают наставники и вписывают свои наблюдения в личное дело ученика. А в старших классах они знакомят подростков со всем спектром актуальных на рынке труда профессий.
Затем наставники дают рекомендации каждому ученику, как выбрать актуальную профессию в соответствии с его способностями.
Специалисты по профориентации США разработали систему оценки, при которой способности ребёнка превалируют над отношениями к его предпочтениям. С первых классов школьники планируют свою карьеру вместе с профконсультантами, оценивают свои способности и склонности.
Начиная со средних классов, ученики каждое лето пробуют себя в выбранной профессии и быстрее определяются с выбором.
Также за рубежом распространён следующий путь выбора профессии: после получения аттестата об окончании школы или же во время обучения в старших классах ребята выбирают онлайн-курсы с возможностью стажировки.
В течение 3–6 месяцев они осваивают базовые профессиональные навыки и сразу апробируют их в реальной работе.
Погружение в профессиональную деятельность помогает понять все внутренние процессы, прочувствовать изнанку профессии. Если молодого специалиста всё устраивает, то он продолжает движение по карьерной лестнице, на каждой из её ступеней приобретая более глубокие знания и навыки.
По мнению экспертов, родителям стоит помогать школьникам с выбором профессии для того, чтобы подростки не разочаровались.