Воспитание детей со времен древнего человека, когда рабов, отводящих на обучение, занимающихся социализацией детей и совершенствованием их навыков, называли словом «педагог», и по сей день всегда происходит на примере и повторении знания.
Примером для ребенка может быть все: увиденное и услышанное, в целом осмысленное. Так возникает понятие условной безопасной нормы, отмечает психолог Андрей Кашкаров. Ребенок, к примеру, в возрасте 4-х лет, еще не мыслит осознанно всеми категориями, но уже может своими, и под час оригинальными словами увиденное и понятое объяснить.
Как пример, если мама дурно говорит «вслух» о подруге, а очно с подругой мило улыбается, это не ускользает от внимания ребенка.
Что касается джентльмена – понятие имеет много акцентов, а в наше время стало условным. Тем не менее если принять во внимание главные составляющие понятия – честь, достоинство, предупредительное внимание и деликатность к женщине, ее защиту, то можно навскидку вспомнить слова Шерлока Холмса (Артура Игнатиуса Конан Дойла): джентльмен не должен думать об опасности, когда дама нуждается в помощи.
Все это условно сегодня, когда современная дама по поведенческим признакам и приложениям, мотивации и воспитывающим «примерам» далека от «идеалов» викторианской и более поздней Англии, «слабость» дамы условна как в детском саду, так и во взрослых проявлениях характера. И все дети это видят.
Ситуация несколько мешает воспитывать мальчиков именно в духе джентльменства, но даже сегодня так еще возможно, если перед глазами мальчика положительный мужской пример папы, проявляющего «джентльменское поведение» в семье.
Чтобы проявлять такое поведение, мужчина должен хотеть, но не обязан это делать. Это сегодняшние реалии. А в джентльменском понимании поведение мужчины не зависит от конъюнктуры ситуации: он просто «должен» даме.
Некоторые дамы предпочитают педагогическую позицию, где лучше не надо никакого папы, чем тот, кто, по их субъективному мнению, не подходит для воспитания. Но это очень условно и… чревато родительской педагогической ошибкой, что и случается «сплошь и рядом».
Выбор элементов воспитания мальчика зависит от конкретной ситуации, а общее направление таково, что к женщине следует применять деликатность и предупредительность, то есть думать не только о себе, но и о ней.
Один из практических элементов, подходящий к сегодняшним взаимоотношениям и практикам, в том, чтобы показать пример и научить мальчика дарить девочкам цветы (сестрам, маме, девочкам в детском саду и, может быть, в школе). Практически осуществляется так.
Расскажите ребенку, как девочки хотели бы получить в подарок цветы именно от него. Даже без повода можно зайти в цветочный магазин и выбрать букет(ы) – для сестер, мамы или знакомых девочек. Пусть молодой человек выберет или даже оплатит (вашей пластиковой картой). Это решение дает несколько полезных навыков: он выбрал сам, он захотел подарить, он сам оплатил. То есть работает условно мужская воспитательная модель «выбор-решение-действие».
По тому же принципу, если возвести его в привычку и подкрепить другими примерами и элементами «джентльменского» воспитания, можно приобщить молодого человека к джентльменской культуре. Но главное – все же не разовый, а систематический наглядный пример, и желательно мужской.