Преподаватель психологии рассказала, как помочь ребенку адаптироваться к школе

20.02.2023 15:50
Обновлено: 14.04.2023 05:00

Адаптация к школе - это процесс физического и психологического привыкания ребенка к социальным условиям и переход к систематическому школьному обучению. Длительность периода в среднем занимает от 3 до 6 месяцев. 

В основном, когда мы слышим про адаптацию, мы представляем детей-первоклашек, однако адаптация необходима и детям, которые переходят из младших классов в старшие, меняют школу, или к ним приходит новый учитель или классный руководитель, рассказывает  эксперт сетевого издания «Белновости» Гончарова Евгения - практикующий психолог, преподаватель психологии, входит в состав Европейской и Санкт-Петербургской организации транзактного анализа.

Поэтому мы рассмотрим несколько рекомендаций, которые помогут ребенку любого возраста постепенно адаптироваться к школе и различным изменениям, которые связаны с образовательной деятельностью. 

Важно знать, что адаптация имеет несколько основных форм. Различая их, вы сможете лучше понимать, что на данный момент происходит с вашим ребенком, и найдете способ помочь ему с решением каких-либо проблем.

Существуют следующие формы адаптации детей к школе.

школа
Фото: © Белновости

 1. Организационная

В любом образовательном учреждении есть свой распорядок и правила, к которым ребенку необходимо приспособиться. Пожалуй, это самая сложная форма адаптации, потому что не все дети выдерживают темп и нагрузку, которые диктует школа.

И многие могут сильно уставать, не успевать за сверстниками, получать плохие отметки и т. д. Из-за этого уровень тревоги может возрастать вместе с нежеланием посещать занятия. 

 2. Учебно-мотивационная

Желание учиться, осваивать новые навыки и получать знания - главные двигатели учебной деятельности.

Однако этот процесс очень хрупкий, потому что существует множество факторов, которые могут повлиять на желание ребенка учиться, а иногда даже самая, на первый взгляд, незначительная мелочь может полностью подавить мотивацию и любовь к учебе. 

 3. Психологическая

Психологический комфорт, нормальное эмоциональное состояние ребенка в школьной среде, восприятие себя и своей социальной роли - важные факторы, которые влияют на адаптацию к школе. 

 4. Социальная

Поведение и формирование роли ребенка в той среде, в которой он находится большую часть своей жизни, приобретение новых контактов, выстраивание его позиции и формирование характера - все это также влияет на адаптацию. 

Не будем забывать и о том, что каждый ребенок будет привыкать и адаптироваться индивидуально в своем комфортном темпе. Нужно не упускать из вида и уделять внимание каждой адаптационной форме, чтобы ребенку было спокойно. Многие дети могут умалчивать о том, что действительно происходит в школе, например, об отношениях в классе, о сложностях в понимании некоторых предметов и т. д. 

Однако не будем снимать ответственность с родителей за происходящее дома, так как обстановка и безопасный психологический климат в семье - это самый важный аспект в формировании личности ребенка, который влияет на его адаптацию и дальнейшее развитие.

Важно помнить о том, что ребенок должен хотеть возвращаться домой! Поэтому детям требуется внимание и помощь со стороны взрослых. 

школа

 

Так как же помочь своему ребенку адаптироваться к школьной среде? 

 1. Доверие

Очень важно научиться выстраивать с ребенком доверительные отношения. Создать для него безопасное пространство дома, показать, что с вами можно и нужно делиться важными вещами без осуждения и обесценивания его чувств.

Прививать ему семейные ценности, с уважением относиться к своим личным границам и границам других людей. Объяснять и рассказывать о том, как можно решать проблемы или справляться с различными ситуациями, которые, возможно, могут с ним произойти или уже произошли во время учебного процесса. 

Также ребенку необходимо объяснить, к кому можно обратиться за помощью, если что-то произошло или, например, если он не понимает какой-то темы.

И самое главное - это объяснить ребенку, что учеба нужна для его личного развития и что оценки хоть и важны, но не определяют, хороший он или плохой. 

 2. Режим дня

Детям любого школьного возраста необходим режим дня. Объясните ребенку, что режим и дисциплина помогут легче переносить нагрузки в школе. 
Соблюдая режим, ребенок будет чувствовать себя хорошо как психологически, так и физически. А это значит, что его работоспособность, самочувствие, настроение будет лучше, а адаптация пройдет легче. 

 3. Я и они

Ребенка нужно подготовить к тому, что в школе он встретит новых людей разного возраста и статуса. Объясните ему, как нужно вести себя со старшими людьми и со сверстниками. Напомните о том, что нельзя быть грубым и необходимо уважительно относиться к другим.

Научите ребенка не бояться быть собой и ошибаться, расскажите ему о том, что, возможно, он не будет нравиться всем и это нормально. Родителям нужно чаще говорить детям о том, чтобы они не сравнивали себя с другими, а фокусировались на своих сильных сторонах. Расскажите ребенку о том, как завести друзей и что ценится в дружеских отношениях. 

 4. Самостоятельность

Приучайте ребенка к самостоятельности. Предлагайте ему самому собрать портфель или сделать домашнюю работу. Это частично поможет привить ребенку ответственность за свою жизнь и за некоторые процессы в ней.

 5. Занятость

Помимо школьных занятий, ребенку необходимо заниматься тем, что приносит ему удовольствие. Обратите внимание на таланты и особенности вашего ребенка, на его увлечения. Подберите ему подходящий кружок, где он мог бы развивать свои умения и навыки, тем самым это сделает его не только интересной личностью среди сверстников, но и поможет ему снять накопившийся стресс и уменьшить уровень тревоги. 

Было бы хорошо, если бы вы ввели в семье маленькую традицию - рассказывать каждый вечер, например, за ужином, о том, как прошел день каждого из членов семьи. Можно выбрать любой формат: например, что порадовало и расстроило, с обратной связью от каждого человека, сидящего за столом. Главное - создать обстановку без порицания и осуждения. 

Главное правило адаптации к школе - создание безопасности дома. Школьник должен понимать: что бы ни случилось с ним, его дом - его крепость, где его всегда поддержат и поймут! 

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1.  1. Организационная
  2.  2. Учебно-мотивационная
  3.  3. Психологическая
  4.  4. Социальная
  5.  1. Доверие
  6.  2. Режим дня
  7.  3. Я и они
  8.  4. Самостоятельность
  9.  5. Занятость