Не существует однозначного срока, когда начинает говорить ребенок.
Кто-то болтает предложениями в год, а кто-то молчит до 3-4 лет, вызывая тревогу мам, пап, бабушек и дедушек. Что же предпринять родителям, чтобы малыш сделал это раньше.
Эксперт сетевого издания «Белновости» по вопросам воспитания детей, перинатальный психолог и мама 9 детей Алеся Лавриенко рассказывает о том, что нужно делать, чтобы ваш ребенок быстрее заговорил.
Когда молодые мамы встречаются на детских площадках, в поликлинике, на «мамских» форумах в интернете, одной из излюбленных тем является тема, которые я называю «темой умелок».
Мы рассказываем друг другу о том, что является предметом нашей гордости. А в этот период жизни предметом нашей гордости являются достижения и свершения наших маленьких детей. То, что они умеют.
«А мой вчера сделал первый шаг».
«А моя уже сама надевает колготки».
«А мои близнецы пользуются вилкой и ножом».
И отдельным пунктом в вопросе развития нашего ребенка является его речь. Ведь это именно то, что делает человека человеком. Его членораздельная речь, которая является признаком развития мозга.
И когда кто-то из подружек рассказывает вам, что ее полуторагодовалый малыш уже говорит не только слова «мама», «папа», но и называет свою бабушку по имени отчеству, чем вызывает умиление у всех, кроме самой бабушки, а ваш еще с трудом отличает «Гав-Гав» от «Му -Му», то тут никакие психотерапевтические увещевания о том, что дети все разные, успокоить вас не могут.
Поэтому предлагаю вам несколько простых способов для развития речи вашего ребенка
1. Говорите со своим ребенком
Говорите с ним, начиная с его рождения. Называйте его по имени, разговаривайте с ним, рассказывайте ему, что вы делаете. Не нужно думать, что если ваш малыш не говорит, то и вам нужно молчать. Это совершенно неправильный подход, который очень негативно сказывается на развитии не только речи, но и мозга ребенка.
В истории известен случай, когда римский император Фридерик Второй, желая узнать, на каком языке будут говорить младенцы, если с ними не разговаривать, приставил к ним глухонемых кормилиц. Кроме того, он запретил им улыбаться своим подопечным. Они должны были только кормить, купать, переодевать. В итоге младенцы не только не заговорили на каком бы то ни было земном языке, они умирали, не дожив до 3-4-летнего возраста, т. к. без общения и ласки они останавливались в своем развитии и погибали.
2. Рассказывайте ему сказки
Самые простые сказки, которые очень легко запомнить: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь» – идеальное средство для расширения словарного запаса ребенка и памяти мамы… Рассказывайте их, когда укачиваете малыша, когда кормите, когда одеваете или везете в коляске.
И настанет день, когда ваш малыш будет рассказывать какую-нибудь «Репку» от начала и до конца по памяти. Один из моих сыновей в 4 года наизусть воспроизводил рассказы Толстого: «Прыжок», «Акула», «Девочка и грибы». Мы с мужем ради интереса даже брали книгу и проверяли – соответствие было почти стопроцентным.
3. Читайте детские стихи
Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский – вот этих авторов любому родителю неплохо было бы выучить наизусть, тем более, что их стихи очень просты и запоминаются очень легко. Помните: «Зайку бросила хозяйка…»?
«Или у меня зазвонил телефон»?. Только из этого стихотворения ребенок узнает столько слов, обозначающих животных, что хорошая отметка по биологии ему лет через 10 будет обеспечена.
4. Смотрите книжки с картинками
Пока малыш еще не может называть предметы, пусть показывает на них. Купите книжки с хорошими картинками и просите малыша показать: А где машина? А где самолет?
И вы, уверяю вас, удивитесь тому, какой большой словарный запас у вашего ребенка. Да, он пока пассивный, то есть ребенок еще не говорит этих слов. Но он их выделяет на слух и знает, что они значат. И это только пока. Со временем ту же книжку вы будете показывать ему, задавая только один вопрос: «Это что? И малыш с удовольствием будет вам отвечать.
5. Выбирайте литературу, аудиокниги в соответствии с возрастом ребенка
Иногда можно услышать такое мнение, что если ребенку читать классические произведения литературы, то он вполне может их слушать и воспринимать. Возможно, это и так. Но боюсь, с таким же успехом ребенку можно ставить какие-то шедевры китайской средневековой литературы на языке оригинала.
Да, ребенок будет слушать как один из вариантов белого шума. И даже, возможно, будет хорошо засыпать под них. Но если мы хотим, чтобы ребенок не только слушал поток звуков, но и выделял из него знакомые слова и предложения, то лучше обойтись без этих экспериментов, призванных воспитать гения. Используйте простые сказки, несложные слова, недлинные предложения. И именно используя эти слова и предложения, малыш в скором времени начнет говорить.
Эти немудреные приемы, о которых я вам рассказала, вполне по силам любой маме, и не обязательно быть гуру педагогики или лингвистики. Даже высшее образование тут не обязательно.
Главное - это любовь, улыбка и немного вашего желания. И тогда все у вас получится.