Ни для кого не секрет, что умение управлять своим временем является важной чертой личности.
Управление временем, или тайм-менеджмент, не только помогает ребенку вовремя выполнять поставленные перед ним задачи, но и помогают снизить уровень стресса в процессе их выполнения.
Для чего ребенку необходимо умение управления собственным временем и как этого достичь, рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования Бочкина Елена.
Большинство детей ежедневно выполняют множество задач, ограниченных во времени. К данным задачам можно отнести учебную деятельность, подготовку домашнего задания, дополнительные секции, организацию времени для отдыха. Если ребенок видит границы временных отрезков, отведенных для той или иной деятельности, он может правильно распределить свои усилия для достижения наилучшего результата.
Почему тайм-менеджмент важен?
Умение управлять собственным временем, или тайм-менеджмент, дает ребенку несколько преимуществ:
- формируется навык расставления приоритетов;
- развиваются аналитические навыки;
- формируется навык распределения времени на выполнение нескольких задач;
- развивается умение решать несколько задач одновременно;
- позволяет снизить стресс в процессе выполнения задачи;
- формируется самостоятельность;
- формируется ценность времени.
Благодаря формированию данных навыков ребенок приобретает:
- время на отдых;
- свободное время для любимого занятия;
- вовремя сделанное домашнее задание.
Какие есть советы для обучения детей управлению своим временем
Ребенку достаточно сложно самостоятельно научится управлять собственным временем, т. к. он не обладает навыком распределения времени и не может самостоятельно расставлять приоритеты в процессе решения задач. Взрослый может помочь своему ребенку. Существует множество способов обучения ребенка управлять своим временем. Ниже мы приведем несколько из них.
Расскажите ребенку о смене временных циклов
К временным циклам относятся годовые, суточные и лунные циклы. Благодаря изучению данных циклов ребенок наглядно изучает ход времени. Он может встроить собственную жизнь в данные циклы. В этом вам помогут несколько простых заданий (комплекс заданий был разработан Е. В. Бочкиной совместно с сотрудниками Московского НПЦ Детской психоневрологии в рамках программы «Я и время», направленной на обогащение интеллектуального развития и развитие умения ориентироваться в пространстве и времени):
- Нарисуй что будет потом.
В процессе данной игры взрослый предлагает ребенку лист, разделенный на две части. На одной из них взрослый рисует действие, которое происходит днем или ночью. Задачей ребенка будет нарисовать действие, которое будет происходить с теми же персонажами на том же месте в противоположное время суток. Например, взрослый нарисовал день, машина выехала из гаража, а рядом стоит дом, в котором выключен свет. Ребенок на своей половине рисует ночь, машина стоит в гараже, в окнах дома горит свет.
- Придумай что случится.
Взрослый предлагает ребенку лист, разделенный на 4 части. На первой из них, нарисовано действие, которое произошло в самом начале (например, утром или зимой).
Перед ребенком стоит задача продолжить историю в оставшихся временных промежутках. Например, девочка проснулась утром, днем она играет, вечером читает книгу, а ночью спит. Здесь важно показать ребенку, что очень много действий, происходит в течение дня и что он живет в подобном распорядке дня.
- Сочини сказку про чудика.
Попросите ребенка совместно с вами сочинить историю про несуществующего персонажа, который попал в наш мир и пытается подстроится под суточные и годовые циклы на нашей планете. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок видел несоответствие его действий тому, что принято (ложится спать, когда все просыпаются, зимой идет по улице в купальнике и т. д.).
- Поиграем в день-ночь.
Предложите ребёнку изобразить действие животного или птицы днем и ночью. Сделайте акцент на то, что у некоторых животных суточные циклы не синхронны (сова днем спит, а синица бодрствует; ночью еж охотится, а собака спит и т. д.)
Составляйте с ребенком расписание на день и на неделю
Данные расписания всегда должны быть на видном месте, чтобы ребенок мог неоднократно к ним возвращаться. Данное расписание должно корректироваться, если вы заметили, что ребенку трудно справляться с составленным расписанием или у него не остается времени на отдых.
Составьте собственный распорядок дня для ребенка
Начните с простых действий, которые он должен выполнить в течении дня и напоминайте ему, что у него по расписанию остались невыполненные действия. В данный распорядок можно включить и режимные моменты – отход ко сну и пробуждение, т. к. это основа для создания временных рамок в течение дня.
Используйте таймер
Процесс выполнения домашних дел можно разнообразить с помощью игры "Кто быстрее?". Вы ставите таймер и устраиваете с ребенком соревнование, направленное на выполнение задания (например, кто успеет убрать игрушки до того, как прозвенит таймер). Это поможет ребенку понять ограниченность временных отрезков и сосредоточиться на выполнении поставленной задачи.
Объясните ребенку последствия нарушения временных границ
Мягко объясните ребенку, что если он начнет выполнять домашнее задание позже, то у него останется меньше времени на отдых и игры.
Составьте расписание для использования гаджетов
Любые гаджеты являются средствами, которые «убивают» время, если они не используются как средство для обучения. Поэтому необходимо составить четкое расписание, в рамках которого он может играть в любимые игры.
Помогайте и поощряйте ребенка
Если ребенок достиг поставленной цели, похвалите его, если у него что-то не получается, сделайте это совместно или покажите варианты решения.
Как мы видим, главной задачей обучения ребенка управлению временем состоит в том, чтобы он понимал важность времени. Это долгий процесс, требующий к себе дополнительного внимания и помощи. Взрослому необходимо помогать своему ребенку, направляя его в сторону достижения поставленной цели.