Если ребенок непоседлив, непослушен или не воспитан, то часто в его адрес можно услышать фразу - он трудный ребенок.
Родители, воспитатели и учителя считают трудных детей «не удобными».
Все потому, что с таким ребенком трудно найти общий язык и очень трудно предугадать его поведение. Но что скрывается за демонстративным поведением? Что хочет сказать ребенок своими действиями? Рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования Бочкина Елена.
Портрет трудного ребенка
Довольно часто ко мне на консультацию приходят родители с детьми, которые не могут контролировать свое поведение. Они импульсивны, не могут усидеть на одном месте, берут игрушки без разрешения, пытаются сломать предметы мебели.
Взволнованный родитель рассказывает, что в детском саду или в начальной школе педагоги не могут справиться с ребенком – их просьбы игнорируются. Многие дети из группы или класса сторонятся его и не хотят с ним играть. Данный портрет характерен для большинства «трудных» детей, независимо от пола. Итак, «трудный» ребенок всегда:
- не контролирует собственное поведение;
- не осознает свои и чужие чувства;
- не хочет соблюдать установленные правила поведения;
- не реагирует на замечания взрослого (родителей и педагогов);
- часто устраивает истерики;
- испытывает стресс в общественных местах;
- часто бывает изгоем в детском коллективе.
Ошибки взрослого, которые приводят к плохому поведению
1. Гиперопека.
Постоянные запреты со стороны взрослого приводят к тому, что у ребенка появляется желание их нарушить. Дайте вашему ребенку больше свободы и доверия, если что-то запрещаете, то делайте это обоснованно, и тогда он сможет избавиться от навязчивой идеи нарушить ваш запрет.
2. Вседозволенность.
Если ребенку все разрешать, то у него не будет четких границ, в рамках которых он будет понимать опасность совершаемых действий. Как и с гиперопекой, здесь необходимо соблюдать баланс между тем, что можно, и тем, что нельзя делать.
3. Отсутствие наказания за совершенный поступок.
Ребенок должен нести ответственность за совершенное действие – что-то пролил — вытри; разбил вазу — помоги убрать осколки. Так он научится понимать, что каждое действие несет за собой определенные последствия, а приятными они будут или нет, он должен решить сам.
4. Плохой пример со стороны взрослого.
Если значимый взрослый демонстрирует пример «плохого» поведения, то для ребенка это становится нормой, и он не понимает, почему он должен вести себя иначе. Поэтому, перед тем как ругать своего ребенка за плохое поведение, посмотрите, нет ли у вас или другого близкого взрослого подобного поведения.
Причины «плохого» поведения, которые кроются в самом ребенке
Физиологические:
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
- РАС (расстройство аутистического спектра);
- ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость;
- психические заболевания;
- стресс;
- возрастной кризис.
Мотивационные/психологические:
- привлечение внимания;
- стремление к власти;
- месть;
- попытка избежать неудачи.
Как мы видим, причин для возникновения «плохого» поведения достаточно много. И довольно часто родителям очень сложно самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.
Шаги к исправлению
Принятие своего ребенка
Вы должны понять, что «плохое» поведение — это сигнал о том, что ребенку требуется помощь. Постарайтесь как можно меньше его ругать и как можно больше прислушиваться к нему, чтобы найти истинный мотив поведения. Скажите, что поступок, который он совершил, плохой, но вы его все равно любите и принимаете.
Наказание
Если наказание неизбежно, наказывайте только за конкретный совершенный поступок. Не унижайте своего ребенка способом наказания (бить ребенка — это унизить его, не оскорбляйте его). Не наказывайте в общественном месте.
Придумайте способы исправления ситуации
Если ребенок совершил плохой поступок, то он должен исправить то, что он сделал. Придумайте совместно с ним способы, которые будут ему посильны и не будут его унижать.
Помогите ребенку добиться своего приемлемыми способами
Выясните, чего добивался ваш ребенок тем или иным «плохим» поступком. Возможно, у него не хватило собственных ресурсов для достижения целей приемлемым для общества способом. Помогите ему найти необходимые ресурсы.
Бывают ли наказания безопасными
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
- Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве. Можно посадить ребенка на кровать или стульчик в соседней комнате).
- Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
- Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
- Воспитательная беседа спокойным тоном.
- Совместный поиск решений.
- Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.
Как вы видите, вариантов исправления «плохого» поведения достаточно много. Но самым главным из них всегда будет принятие своего ребенка и открытая демонстрация любви и уважения к нему.