Трудный ребёнок: что делать с детьми, которые не слушаются

26.04.2022 10:02
Обновлено: 09.04.2023 02:17

Если ребенок непоседлив, непослушен или не воспитан, то часто в его адрес можно услышать фразу - он трудный ребенок.

Родители, воспитатели и учителя считают трудных детей «не удобными».

Все потому, что с таким ребенком трудно найти общий язык и очень трудно предугадать его поведение. Но что скрывается за демонстративным поведением? Что хочет сказать ребенок своими действиями? Рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования Бочкина Елена.

Портрет трудного ребенка

Довольно часто ко мне на консультацию приходят родители с детьми, которые не могут контролировать свое поведение. Они импульсивны, не могут усидеть на одном месте, берут игрушки без разрешения, пытаются сломать предметы мебели.

Взволнованный родитель рассказывает, что в детском саду или в начальной школе педагоги не могут справиться с ребенком – их просьбы игнорируются. Многие дети из группы или класса сторонятся его и не хотят с ним играть. Данный портрет характерен для большинства «трудных» детей, независимо от пола. Итак, «трудный» ребенок всегда:

дети
Фото: Pixabay
  • не контролирует собственное поведение;
  • не осознает свои и чужие чувства;
  • не хочет соблюдать установленные правила поведения;
  • не реагирует на замечания взрослого (родителей и педагогов);
  • часто устраивает истерики;
  • испытывает стресс в общественных местах;
  • часто бывает изгоем в детском коллективе.

Ошибки взрослого, которые приводят к плохому поведению

1. Гиперопека.

 Постоянные запреты со стороны взрослого приводят к тому, что у ребенка появляется желание их нарушить. Дайте вашему ребенку больше свободы и доверия, если что-то запрещаете, то делайте это обоснованно, и тогда он сможет избавиться от навязчивой идеи нарушить ваш запрет. 

2. Вседозволенность.

Если ребенку все разрешать, то у него не будет четких границ, в рамках которых он будет понимать опасность совершаемых действий. Как и с гиперопекой, здесь необходимо соблюдать баланс между тем, что можно, и тем, что нельзя делать. 

3. Отсутствие наказания за совершенный поступок.

Ребенок должен нести ответственность за совершенное действие – что-то пролил — вытри; разбил вазу — помоги убрать осколки. Так он научится понимать, что каждое действие несет за собой определенные последствия, а приятными они будут или нет, он должен решить сам. 

4. Плохой пример со стороны взрослого.

Если значимый взрослый демонстрирует пример «плохого» поведения, то для ребенка это становится нормой, и он не понимает, почему он должен вести себя иначе. Поэтому, перед тем как ругать своего ребенка за плохое поведение, посмотрите, нет ли у вас или другого близкого взрослого подобного поведения. 

Причины «плохого» поведения, которые кроются в самом ребенке

Физиологические:

  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • РАС (расстройство аутистического спектра);
  • ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость;
  • психические заболевания;
  • стресс;
  • возрастной кризис. 

Мотивационные/психологические:

  • привлечение внимания;
  • стремление к власти;
  • месть;
  • попытка избежать неудачи. 

Как мы видим, причин для возникновения «плохого» поведения достаточно много. И довольно часто родителям очень сложно самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. 

Шаги к исправлению

Принятие своего ребенка

Вы должны понять, что «плохое» поведение — это сигнал о том, что ребенку требуется помощь. Постарайтесь как можно меньше его ругать и как можно больше прислушиваться к нему, чтобы найти истинный мотив поведения. Скажите, что поступок, который он совершил, плохой, но вы его все равно любите и принимаете.

Наказание

Если наказание неизбежно, наказывайте только за конкретный совершенный поступок. Не унижайте своего ребенка способом наказания (бить ребенка — это унизить его, не оскорбляйте его). Не наказывайте в общественном месте.

Придумайте способы исправления ситуации

Если ребенок совершил плохой поступок, то он должен исправить то, что он сделал. Придумайте совместно с ним способы, которые будут ему посильны и не будут его унижать. 

Помогите ребенку добиться своего приемлемыми способами

Выясните, чего добивался ваш ребенок тем или иным «плохим» поступком. Возможно, у него не хватило собственных ресурсов для достижения целей приемлемым для общества способом. Помогите ему найти необходимые ресурсы. 

Бывают ли наказания безопасными

Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:

  • Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве. Можно посадить ребенка на кровать или стульчик в соседней комнате).
  • Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
  • Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
  • Воспитательная беседа спокойным тоном.
  • Совместный поиск решений.
  • Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.

Как вы видите, вариантов исправления «плохого» поведения достаточно много. Но самым главным из них всегда будет принятие своего ребенка и открытая демонстрация любви и уважения к нему. 

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Портрет трудного ребенка
  2. Ошибки взрослого, которые приводят к плохому поведению
  3. 1. Гиперопека.
  4. 2. Вседозволенность.
  5. 3. Отсутствие наказания за совершенный поступок.
  6. 4. Плохой пример со стороны взрослого.
  7. Причины «плохого» поведения, которые кроются в самом ребенке
  8. Физиологические:
  9. Шаги к исправлению
  10. Принятие своего ребенка
  11. Наказание
  12. Придумайте способы исправления ситуации
  13. Помогите ребенку добиться своего приемлемыми способами
  14. Бывают ли наказания безопасными