Курс евро в понедельник упал до минимального за год уровня, подешевев на 0,28 процента до 1,3205 доллара.
Скорее всего, евро будет дешеветь по отношению к доллару и дальше. Стоит ли белорусам держать свои сбережения в евро и как падение европейской единой валюты отразится на белорусских ЗВР — об этом финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб.
Утром 25 августа евро снижался до1,3185 доллара — минимальной отметки с сентября 2013 года. Председатель Европейского центрального банка Марио Драги еще в пятницу подтвердил, что ЕЦБ готов ответить на замедление инфляции всеми доступными ему способами.
— Нужно ли тем, кто хранит свои сбережения в евро, срочно конвертировать их в другие валюты?
— Сейчас этого делать не стоит. Евро достаточно сильно подвержено колебаниям. Если говорить об изменении его курса в отношении доллара, есть периоды, когда евро растет, и периоды, когда евро падает. С учетом таких колебаний простой обыватель вряд ли сможет угадать точку разворота, вовремя перейти из одной валюты в другую. Имеет смысл свои валютные сбережения разделить между долларами и евро и меньше обращать внимание на взаимные колебания этих валют.
— Чем объясняются нынешние темпы падения курса евро?
— В основе лежит макроэкономика США и еврозоны и, соответственно, проводимая центральными банками этих регионов денежно-кредитная политика.
Экономика США в последний год в целом улучшается, показатель годовой инфляции находится на уровне около 2% годовых. Это, с точки зрения Федеральной резервной системы США, оптимальная инфляция для американского доллара. Сейчас постепенно сворачивается введенная ранее операция по выкупу активов с рынка. Иными словами, ужесточается денежно-кредитная политика, что долгосрочно приводит к укреплению американского доллара.
В Европе, где инфляция тоже желательна инфляция в размере 2% годовых, фактическая инфляция составляет около 1,2%, что создает угрозу дефляции. В этой ситуации Европейский центробанк смягчает денежно-кредитную политику. Он уже фактически ввел отрицательные процентные ставки, будут нарастать операции по выкупу ценных бумаг с рынка. Это будет вбрасывание денег в экономику, что в долгосрочном плане окажет давление на курс евро.
Получаются разные фазы экономического цикла. В США идет выздоровление и постепенно ужесточается денежно-кредитная политика, в Европе, наоборот, проблемы нарастают, и денежно-кредитная политика смягчается.
— С точки зрения обывателя, дефляция – это же классно, цены снижаются! Так чем же она плоха на самом деле?
— Дефляция – это одна из самых страшных болезней экономики, причем, в отличие от инфляции, эта болезнь считается неизлечимой в том смысле, что экономическая наука рецептов по ее излечению пока что не изобрела. Что такое дефляция? Хорошо бы иметь постоянно снижающиеся цены при постоянном, а еще лучше, растущем уровне зарплат.
На самом деле так не бывает. Падающие цены означают снижение доходов производителей, производители выплачивают меньшие зарплаты или сокращают занятость. Из-за того, что падают доходы, растет безработица, опять снижаются цены и доходы производителей, и получается вот такой замкнутый круг, из которого очень тяжело вырваться.
Например, Япония почти три десятилетия просуществовала в такой ситуации дефляции. Почти все это время отмечался почти нулевой экономический рост. Опасность дефляции кроется еще и в том, что это самоподдерживающийся процесс, и сколько потребуется времени для того, чтобы из него выйти, заранее неизвестно.
Инфляция – тоже штука неприятная, но, по крайней мере, известны рецепты, как с ней бороться: ужесточение денежно-кредитной политики, рост процентных ставок. Но с дефляцией гораздо сложнее. После того, как опустишь процентные ставки до нуля, дальше их понижать некуда.
Меры по количественному смягчению, когда центробанки просто печатают деньги и покупают с рынка ценные бумаги, чтобы попытаться запустить инфляцию, в США после 2008 относительно успешно прошли испытание (это были три операции по количественному смягчению). То есть, разовый пример излечения от дефляции есть, но удастся ли его повторить в Европе – вопрос.
— Повлияет ли падение курса евро на состояние белорусских золотовалютных резервов?
— Скорее всего, нет. Большая часть ЗВР страны находится в ценных бумагах, номинированных в долларах, а часть в золоте, поэтому я думаю, что удешевление евро сильно на величине наших ЗВР не скажется.