Дочерняя компания «Транснефти» в Беларуси – «Запад-Транснефтепродукт» – может закрыться.
Причина – нерентабельность, связанная с повышением налога на транзит нефти через Беларусь, а также с увеличением налога на прибыль с 18 % до 50 %. Кроме того, предпосылками банкротства в компании называют активизацию контрольно-надзорных органов.
Совокупность данных факторов создает реальные предпосылки для банкротства с последующей национализацией предприятия.
Потенциальный переход УП «Запад-Транснефтепродукт» из собственности России в собственность Беларуси приведет к значительным финансовым потерям РФ.
На текущий момент стоимость активов предприятия составляет 6,7 млрд российских рублей, – цитирует советника президента «Транснефти», пресс-секретаря Игоря Демина агентство «Интерфакс-Запад».
Он отметил, что в настоящее время на деятельность белорусской «дочки» российской компании влияют несколько негативных факторов, включая увеличение налоговой нагрузки.
В частности, в Беларуси ставка налога на прибыль повышена с 18 % до 50 %, введен экологический сбор (около 80-90 млн рублей ежегодно в период с 2021 до 2024 года).
Также отмечается уменьшение объемов перекачки нефтепродуктов: с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн ежегодно в 2021-2024 годах.
По словам Демина, в отношении предприятия наблюдается дискриминация в налоговом обременении, поскольку экологический налог действует только для «Запад-Транснефтепродукта», так как он не распространяется на транспортировку нефти белорусского происхождения, а также нефти, которая транспортируется по территории Беларуси из Польши и Украины.
Введение экологического налога и увеличение ставки налога на прибыль до 50 % при текущем значительном падении объемов транспортировки нефтепродуктов приводит к отсутствию финансовой возможности решения производственных задач по обеспечению бесперебойной и безаварийной эксплуатации магистральных трубопроводов, выполнения перспективных планов развития предприятия, – добавил пресс-секретарь.
Увеличение тарифа на транспортировку нефти по территории республики чревато снижением транзитных объемов, поскольку будут выбираться альтернативные маршруты и виды транспорта, – отметил специалист.
Это, по его словам, спровоцирует еще большее снижение показателей деятельности «Запад-Транснефтепродукт».
Соответственно, подсчитали в компании, ее деятельность с 2021 по 2024 годы будет убыточной: потери могут составить до 700-800 млн рублей ежегодно при дефиците денежных средств на конец 2024-го в размере 1,5 миллиарда рублей.
Кроме того, с начала прошлого года и по настоящее время в компании отмечают растущую активность белорусских контрольно-надзорных органов по отношению к «Запад-Транснефтепродукт».
Уточняется: за указанный период в компанию поступило свыше 150 запросов от КГБ, КГК, МВД, Департамента финансовых расследований, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Одновременно с этим проводится проверка по выявлению возможных фактов уклонения от уплаты налогов руководством компании, которая сопровождается «психологическим давлением со стороны контрольно-надзорных органов», – рассказал Игорь Демин.
Фото: ПАО «Транснефть»