Что делать, если начальник вами манипулирует

05.02.2025 10:20

Чтобы достичь своей цели в разговорах с подчиненными, начальники часто прибегают к различным приемам манипуляции.

Чтобы иметь возможность противостоять манипуляции, нужно уметь распознавать ее. 

Существуют различные тактики манипуляции, часто мы даже не осознаем, что нами манипулируют.

работа
Фото: Pixabay

Тактика власти

Здесь при аргументации идет ссылка на авторитетное лицо, это может быть как эксперт, так и просто высокопоставленный человек.

Примеры:
«Мы в Управляющем комитете единодушно считаем, что ...»
Генеральный директор и я считаем, что будет лучше если ...»
«Руководство согласно со мной в этом вопросе».

Оппоненту приходится не только оспаривать позицию своего прямого собеседника, но и властей, на которые тот ссылается.

Тактика взаимного обмена

В этой тактике используется принцип: «Ты мне, я тебе».

Человек, получивший подарок, чувствует себя обязанным сделать то же самое для собеседника. На этом чувстве и играет манипулятор. 

Эта тактика работает особенно хорошо, когда подарок исходит от руководителя. Как отказаться от подарка от начальника?

«Я понимаю, что у Вас сейчас очень много работы.

Но не могли бы вы взглянуть на этот отчет, он мне нужен до завтрашнего утра. Ах да, я подписал

Ваше заявление об отпуске летом, было очень много желающих, но Вы это заслужили. Так что, вы успеете до завтрашнего утра?»

Тактика очевидности

При этой тактике решение дискутируемой проблемы выставляется таким очевидным, что и обсуждение кажется излишним.

«Я думаю, что все в компании знают, что ...»
«Никто не будет отрицать ...»
«Очевидно, что ...»

Гарантийные тактики

Манипулятор гарантирует правильность своей точки зрения. Любой, кто ставит под сомнение его мнение, подрывает его авторитет. Редкий работник рискнет подорвать авторитет своего начальника.

«Уверяю вас, что...»
"Я могу заверить вас, что будет лучше, если вы ... доверьтесь мне!"

Тактика ложной глупости

При этой тактике позиция оппонента обесценивается еще до того, как он открывает рот. Эта тактика также представляет собой попытку предотвратить дискуссию с самого начала.
«Если вы заинтересованы в общем успехе, то вы ….».

Тактика уменьшения значимости

Эта тактика предполагает, что проблема не так важна, как вы думаете.

«Я бы не стал так зацикливаться на этой проблеме».
«Не стоит сгущать краски, давайте посмотрим на это с другой стороны ... »

Тактика призыва к солидарности

По сути, манипулятор может играть со всеми эмоциями, чтобы влиять на собеседника. Популярная тактика - создать общие узы солидарности.

«Мы с Вами на одной стороны. Я так же как и Вы... »
«Очень важно, чтобы мы держались вместе. Надеюсь, Вы это понимаете.»

Здесь делается попытка исключить неприятные дискуссии.

Манипуляции работают только тогда, когда вовлечены эмоции.

Чем крепче эмоциональная связь между двумя людьми, тем лучше работают приемы манипуляции.

Между руководителем и его подчиненным эта связь основывается на чувстве страха.

Страх потери работы, застоя на карьерной лестнице, социальной изоляции, финансового упадка или потери лица перед командой.

Для борьбы с манипулятором нужно понять, как и с какой целью тобой манипулируют.

Важно оставаться спокойным и рассудительным, ведь все приемы манипуляции направлены на воздействие на эмоции.

Ранее я рассказывал, что не стоит говорить при поступлении на работу.

Виталий Кистерный Автор: Виталий Кистерный Главный редактор


Содержание
  1. Тактика власти
  2. Тактика взаимного обмена
  3. Тактика очевидности
  4. Гарантийные тактики
  5. Тактика ложной глупости
  6. Тактика уменьшения значимости
  7. Тактика призыва к солидарности