Вопрос возврата долга — головная боль любого кредитора.
Однако те, кто просто ждёт, когда должник сам предпримет хоть какие-то действия по возврату долга, рискуют столкнуться с таким понятием, как банкротство должника, когда вернуть долг практически невозможно.
Подробнее об этом поговорили с экспертом новостного портала БелНовости юристом Катериной Дорофеевой.
Банкротство — это устойчивое отсутствие способности у коммерческой организации выполнить свои обязательства перед кредиторами; регулируемая государством процедура, цель которой — освобождение предприятия от долгов.
Если вы крайне доверчивый кредитор, и все это время искренне верили, что должник вернет все до копейки — у меня для вас две новости: хорошая и плохая.
Плохая новость: в 93 % банкротств – требования кредиторов пятой очереди не удовлетворяются. Т. е. фактически, если есть сразу несколько весомых обстоятельств, которые говорят вам, что вы именно в этой группе:
- Полное или частичное отсутствие документов, подтверждающих наличие задолженности;
- Срок исковой давности пропущен;
- Непонимание ситуации и отсутствие желания разбираться в ней ввиду незначительности сумм и т. п.
То вам не остается ничего другого, как списать этот долг исходя из принципов разумности.
А теперь, хорошая новость: 7 % банкротств завершаются полным (или почти полным) погашением требований кредиторов пятой очереди. По счастливому совпадению именно 7 % населения Земли относятся к удачливым предпринимателям. Забавно, не правда ли?
Что делать?
Если сумма небольшая, то, скорее всего, разумно будет – понять, простить и забыть.
Если забыть вы точно не готовы, и при этом отдаете себе отчет, что вам придется потратить немалые силы, время и деньги на попытку возврата долга (акцентируем внимание на слове «попытка», т. к. результат в данной ситуации не сможет гарантировать никто), то тогда выставляете управляющему требование кредитора, а также:
- Ходите на все заседания суда, изучайте ежемесячные отчеты управляющего;
- Не стесняйтесь выражать суду сомнения в обоснованности и полноте отчета управляющего, если в отчете вас действительно что-либо смущает;
- Запрашивайте у управляющего всю необходимую дополнительную информацию;
- Участвуйте во всех собраниях кредиторов;
- Контролируйте расходы должника и реализацию его имущества;
- Не спускайте управляющему бездействие и халатность, направляйте ходатайства суду, подавайте жалобы на управляющего в суд, в департамент по банкротству Минэкономики.
Изучите все контакты должника: бывший директор, главный бухгалтер, учредители, менеджеры и исполнители по вашему направлению и так далее.
Постарайтесь разузнать их телефоны или адреса электронной почты, задать интересующие вас вопросы, изучите их социальные сети. Начните с младшего персонала и продвигайтесь вверх по карьерной лестнице.
Изначально рассматривайте вариант с привлечением бывших должностных лиц/учредителей должника к субсидиарной ответственности. Тут многие начинают возражать, что это пустая трата времени, да и вообще: что даст это «расследование»? Где взять доказательства для привлечения к субсидиарной ответственности?
На практике доказательства не могут найти, потому что не знают, где искать. А это «расследование» вполне может дать ответы на многие вопросы.
Зачастую при банкротстве с сотрудниками расстаются не всегда «на хорошей ноте», а иногда и вовсе в нарушение требований законодательства.
К счастью для кредитора – обиженные уволенные сотрудники охотно помогают в сборе необходимых доказательств.
Важно помнить, что в этой ситуации время — ваш главный враг. Если должник недобросовестный, он всеми способами попытается вывести активы. Никогда не преувеличивайте глупость ваших врагов.
Но в любом случае, если прилагать должные усилия, то эту ситуацию проще предупредить, чем пытаться минимизировать последствия.
Фото: Pixabay