Не делайте этого никогда: 3 фатальные ошибки, которые превратят компанию в банкрота

19.02.2025 12:03

Один неверный шаг — и ваш бизнес исчезнет.

Знаете, что убило Toys "R" Us, Blockbuster и 90% стартапов? Не конкуренция. Не кризис.

Три ошибки, которые совершают даже опытные предприниматели. 

офис
Фото: © Белновости

По данным McKinsey, 83% банкротств можно было избежать, если бы CEOs читали не только отчеты, но и... детские сказки.

Мы слишком большие, чтобы падать»

General Motors потратила $2 млрд на разработку электромобиля EV1 — и уничтожила все экземпляры, испугавшись успеха. 

«Мы не хотели менять рынок», — заявил экс-глава GM Рик Вагонер в документалке Who Killed the Electric Car?. 

Финансист Уоррен Баффетт называет это «корпоративным мазохизмом»: компании убивают инновации, чтобы защитить устаревшие модели.

Как этого избежать? Посмотрите на Netflix. В 2011 году они разделили бизнес на DVD и стриминг — клиенты взбунтовались, акции упали на 80%. Но CEO Рид Хастингс не отступил. 

В колонке The New York Times он написал:

«Если не убить часть бизнеса самим, это сделает конкурент».

Сейчас капитализация Netflix — $250 млрд.

Клиенты всегда правы

Когда Howard Johnson’s доминировал в общепите США, владелец отказался обновлять меню, заявив: «Люди любят мои блюда — они верны мне». 

Через 10 лет сеть обанкротилась. Экономист Стивен Левитт в книге «Фрикономика» объясняет: клиенты лгут. Они требуют «традиционности», но платят за новизну.

Пример успеха — Starbucks. В 2008 году сеть закрыла 800 магазинов, но вместо опросов провела тайный эксперимент.

Бариста подслушивали, что клиенты обсуждают в очередях. 

Оказалось, все хотели «персонализацию» — так появились тысячи вариантов кофе. Прибыль выросла на $2 млрд.

Деньги решают всё

Lehman Brothers потратила миллиарды на бонусы, но рухнула из-за токсичной культуры. 

Бывший сотрудник в мемуарах для Financial Times рассказал: трейдеры ставили на провал клиентов, чтобы заработать. 

Нобелевский лауреат Роберт Шиллер предупреждал: «Жадность — это рак. Она незаметна, пока не станет поздно».

Контраст — Costco. CEO Крэйг Джелинек получает в 500 раз меньше среднего топ-менеджера США. Но зарплаты сотрудников на 20% выше рынка, а текучка — в 5 раз ниже. 

«Счастье работников — лучший KPI», — сказал он Forbes.

Результат? Costco обходит Amazon по лояльности клиентов.

Вы все еще верите, что ваш бизнес неуязвим? Статистика Bloomberg пугает: 70% компаний из рейтинга S&P 500 исчезнут к 2030. 

Но есть и хорошие новости: ваши конкуренты тоже читают это — и уже повторяют ваши ошибки.

Виталий Кистерный Автор: Виталий Кистерный Главный редактор


Содержание
  1. Мы слишком большие, чтобы падать»
  2. Клиенты всегда правы
  3. Деньги решают всё