Наш блогер клинический психолог Станислав Самбурский рассказал, почему современные реалии и социальные сети породили новое явление под названием «сэдфишинг» и в чём цинизм его использования.
Дословно с английского sadfishing расшифровывается как: sad – печальный и fishing – ловить рыбу. И в действительности все мы иногда занимаемся сэдфишингом.
Обыкновенный фишинг в интернете – это разновидность мошенничества с целью получения секретных данных пользователей: паролей, информации о банковских картах и счетах.
А сэдфишинг – это когда блогер либо обыкновенный пользователь выставляет свои депрессивные эмоции напоказ, чтобы вызвать у других пользователей жалость, заручиться поддержкой и вниманием. Ярким примером сэдфишинга является поведение блогера Даши Каплан, которая собирает донаты и выставляет себя как жертву.
Сэдфишинг Даши Каплан: 500К за 30 минут
Даша Каплан, российский блогер, которая уже на протяжении нескольких месяцев выставляет себя как жертву, пострадавшую от измены Юлика (знаменитого блогера и её уже экс-супруга).
Познакомились Юлик с Дашей давно, а встречаться начали более шести лет назад. В 2018 году влюблённые начали вместе жить, долгое время они хотели расписаться, пара постоянно держала своих подписчиков в напряжении – будут ли они расписываться или нет. В итоге 26 мая этого года пара наконец-то расписалась.
На церемонию бракосочетания были приглашены их друзья и разные блогеры. Но спустя полтора месяца после бракосочетания Дарья сообщила о том, что супруг ей изменил. А изменницей оказалась ещё одна девушка - блогер Маша Мармарис.
Даша попросила подписчиков не «копать» данную тему, поскольку сама пребывает в шоке от произошедший ситуации. При всём этом она неоднократно выставляла фото и видео, где она плачет. Также девушка не забыла попросить у своих подписчиков поддержать её финансово, чтобы она смогла обустроить новую квартиру, куда она съехала от Юлика.
Всего за четверть часа подписчики перечислили блогеру полмиллиона рублей. На этом Дарья не остановилась, она продолжила подогревать аудиторию новыми подробностями скандала и зарабатывать на разводе.
Позднее Дарья решила подогреть интерес аудитории тем, что стала обсуждать тему изнасилования пятилетней давности блогера Лиззки Юликом.
Почему люди занимаются сэдфишингом
Есть несколько причин, по которым люди выкладывают пост, где они плачут, грустят или рассказывают что-то неприятное о себе.
1. Люди хотят быть честными
Некоторые люди стремятся показывать не только свою идеальную жизнь, но и делиться негативными моментами.
2. Человеку действительно плохо
Психологи отмечают, что депрессивные публикации могут говорить о том, что человеку действительно требуется помощь и он ищет поддержку среди тех, кто читает его посты.
3. На "пожалейке" можно хорошо заработать
Снять грустное видео или написать жалостливый пост - очень просто, а эффект от этого будет практически мгновенным: множество лайков и комментариев в виде поддержки.
Как узнать: действительно ли человеку требуется помощь или он попросту ищет внимания и хочет таким образом добиться популярности?
Столкнувшись с таким явлением, как сэдфишинг, рекомендую сделать следующее.
- Свяжитесь с человеком лично и предложите ему поддержку.
- Если человеку действительно требуется помощь и он эмоционально подавлен, то обязательно спросите, чем вы можете ему помочь. Возможно, человеку нужна помощь такого специалиста, как психолог.
Чем опасны публикации в социальных сетях о том, что мы чувствуем
Психологи не советуют размещать публикации, касающиеся того, что мы думаем и чувствуем, ведь это может привести к массе негативных последствий, таких как:
- В интернете ничего не забывается, и всё, что будет сказано публично, запомнится навсегда.
- Не стоит забывать об интернет-троллях, которые могут лишь усугубить ваши страдания путём высмеивания того, что вы написали.
- Даже те люди, которые желают вам помочь, могут сделать только хуже. В этой ситуации лучше обратиться за помощью к реальным экспертам.
В сэдфишинге нет ничего плохого, если он действительно помогает справиться со стрессом. Но не стоит забывать о том, что не всегда публикации, где мы делимся своими эмоциями и чувствами, могут получить отдачу, на которую мы рассчитывали.
Станислав Самбурский, клинический психолог, бизнес-психолог.